ФАС изменит статус монополий “Газпрома”, “Транснефти” и РЖД?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует изменить определение естественной монополии. Об этом заявил глава ФАС Игорь Артемьев в программе “Диалог” на канале “Россия-24”.

ФАС ТБД

“В мире давно уже понятие естественной монополии сформулировано совершенно по-другому. И мы сейчас в так называемом пятом антимонопольном пакете, в законах, которые мы готовим, хотели бы дать другое определение естественной монополии”, – отметил Артемьев.

Глава ФАС пояснил, что ведомство хотело бы дать определение монополии, которое в Европе постепенно набирает силу. Это линейный протяженный объект, создание альтернативы которого экономически нецелесообразно, и объект инфраструктуры.

“То есть, когда говорим об инфраструктуре, что мы хотим сейчас, разрушив закон о естественных монополиях, сделать? Мы хотим признать: понятие естественной монополии сохранится вот с другим определением. В  “Газпроме” естественной монополией сделаем только газовую трубу, в “Транснефти” – только нефтяную трубу. Значит, в железных дорогах – мосты, шпалы, тоннели. Но ни в коем случае не ремонты и все прочее, что сопровождает перевозки”, – пояснил Артемьев.

Глава ФАС также считает, что назвать естественной монополией аэропорты Внуково, Шереметьево и Домодедово – “это просто бред”. Или, например, порты на Дальнем Востоке или на Черном море, также принадлежащие разным группам лиц, разным собственникам. “Они как сумасшедшие конкурируют за потребителя, за перевозку товаров”, – подчеркнул Артемьев.

 

ФАС считает, что изменение статуса монополий изменит все

“Если мы только совершим эту реформу через нацплан развития конкуренции до 2025 года, то у нас появятся огромные возможности у самих монополий. Часть из них перестанет быть естественными монополиями. Просто останутся доминирующими субъектами, уйдут из-под жесточайшего контроля”, – добавил глава службы.

При этом сохранится антимонопольный и тарифный контроль почти по всему периметру, где это нужно. Однако станет возможным привлечение частных инвестиций. “Можно будет продать, условно говоря, в РЖД 49%, если будет надо, и ничего страшного не произойдет”, – пояснил Артемьев.

“Да, контроль отдавать им нельзя над инфрастурктурными монополиями. Тогда нужно будет посмотреть на госкорпорации, зачем они в таком виде существуют, каким имуществом они обладают”, – отметил при этом руководитель ФАС. :///