Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не считает обеспокоенность Российского топливного союза (РТС, объединяет независимые АЗС) оптовыми ценами на топливо обоснованной. Это дал понять начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Армен Ханян.
Письмо РТС, в котором его президент Евгений Аркуша просит службу разобраться с диспаритетом оптовых и розничных цен на моторное топливо, поступило в ФАС, отметил чиновник. Но это послание, по его словам, не содержит принципиально новых позиций.
Ханян отметил, что решение о повышении нормативов продаж топлива на бирже было принято задолго до обращения союза. А совместное обращение ФАС и Минэнерго о рассмотрении вопроса отмены импорта уже направлено в правительство.
Представитель ФАС подчеркнул, что уже сейчас объем предложения бензина на бирже составляет около 19%, а дизтопливо — около 10% (обязательная норма 10% и 6% соответственно). “На фоне этого цены на моторные топлива в оптовом сегменте стабилизировались и на протяжении нескольких недель показывают динамику к снижению. В розничном сегменте изменение цен (бензин +1,8%, дизельное топливо +1,4%) не превышает уровня инфляции (3%)”, — сообщил Ханян агентству РИА Новости.
Именно благодаря совместной работе ФАС и Минэнерго объемы предложения выросли и цены на бирже снизились, сказал начальник управления регулирования ТЭК. “Следует отметить, что оптовые цены с учетом логистических особенностей по доставке моторного топлива до нефтебаз оказывают влияние на цены в мелкооптовом сегменте с временным лагом около двух-трех недель”, — заключил Ханян.
О чем говорилось в письме, направленном РТС в ФАС
Напомним, ранее президент РТС Евгений Аркуша направил в ФАС письмо. В послании он указал, восстановление объемов производства топлива в России отстает от роста восстанавливающегося спроса, который в мае-июле увеличивался на 5-10%. “К тому же, некоторые производители в этот период, отправляя бензин на экспорт, скупали его на бирже для поставок на собственные АЗС, по сути, выводя товар из обращения”, — говорится в письме.
“В результате недостаточного предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними — и мелкооптовые цены. Их рост существенно превысил текущий уровень инфляции”, — также пишет Аркуша.
Как следствие, маржинальная доходность продаж топлива через АЗС, розничные цены на которых растут не выше инфляции, оказывается в данных условиях ниже экономически обоснованного минимума, необходимого для покрытия эксплуатационных расходов, зарплаты, налогов и прочего. “Особенно критичная ситуация отмечается по автомобильному бензину, оптовые цены на который практически сравнялись с розничными. А в ряде регионов РФ даже превысили их”, — подчеркивают в РТС.
Независимым АЗС в такой ситуации наиболее тяжело, указывает Аркуша. Они вынуждены повышать цены до уровня, который порой выше стоимости топлива на АЗС нефтяных компаний. Причем те имеют возможность зарабатывать на опте, а также экспорте нефти. Складываются неконкурентные условия ведения бизнеса, отмечается в письме.
В связи с этим, РТС просит ФАС принять необходимые меры по устранению диспаритета цен. В частности, союз призывает к увеличению производства и поставок моторных топлив на внутренний рынок.
Также необходимо усилить контроль за соблюдением нормативов биржевых продаж, считают в РТС. А, возможно, и увеличить эти продажи. Требуется скорейшая отмена запрета на импорт топлива в Россию. Либо, как альтернатива, введение индикатива верхнего уровня мелкооптовых цен, соответствующих сложившимся розничным ценам. :///