У A-Property огромные планы на Эльгинский угольный разрез

Одним из самых необычных событий в угольной индустрии России стала недавняя продажа Эльгинского разреза с общими запасами 2,2 млрд тонн. Это угольное месторождение было продано “Мечелом” компании A-Property, возглавляемой Альбертом Авдоляном.

Эльгинский разрез A-Property
Фото: mining-media.ru

Любопытно в этой сделке то, что ранее A-Property не имела отношения к крупным энергетическим проектам. Компания преимущественно работает в сфере телекоммуникаций и информационных технологий.

Стоит отметить, что “Мечел” – один из самых пострадавших промышленных холдингов на российской энергетической арене. Он накопил целый ряд активов на Дальнем Востоке в золотую эру 2000-х годов, но финансовый кризис 2008/2009 годов подорвал его финансы и положил начало десятилетней истории реструктуризации долга.

Рыночная капитализация “Мечела” была еще более ослаблена из-за неоднократных упреков Владимир Путина, который тогда был премьером, против предполагаемой практики завышения цен на поставки угля на внутренний рынок.

В период с 2008 по 2012 год долги “Мечела” выросли вдвое с 5 млрд до 9,6 млрд долларов. Ситуация еще более усугубилась из-за ненужных приобретений и экономической стагнации после 2014 года. К счастью для “Мечела”, его основными кредиторами были государственные банки, которые, как оказалось, проявили большую готовность к сотрудничеству с компанией. В 2017 году они согласились на реструктуризацию долга в размере 5,1 млрд долларов.

Новые владельцы Эльгинского месторождения намерены инвестировать 2 млрд долларов в угольный разрез. И довести общий объем добычи с текущего уровня в 5 млн тонн в год до 45 млн тонн в год. Это сделает разрез его третьим по величине в мире по объему годовой добычи. С этой целью A-Property хочет построить новый горно-обогатительный комбинат с номинальной мощностью первой очереди 32 млн тонн в год (к 2021 году). К 2023 году мощность будет увеличена второй очередью до 45 млн тонн.

 

A-Property еще нужно доставить добытый уголь на рынок

Одного наращивания добычи и переработки будет недостаточно. Добываемый уголь должен поступать на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона и требует железнодорожной инфраструктуры для доставки угля из Якутии, не имеющей выхода к морю, на побережье Тихого океана.

И здесь A-Property повезло: “Мечел” проложил дорогу. Эльгинское угольное месторождение соединено с Байкало-Амурской магистралью через фидерную линию Эльга-Улак протяженностью 321 км. Новые владельцы заявляют, что они попытаются увеличить пропускную способность фидера почти в четыре раза. То есть до 12 млн тонн в год к концу этого года, до 24 млн тонн в год к концу 2021 года и до 30 млн тонн в год к 2023 году.

A-Property также начала подготовку к строительству угольного терминала в Ванино, одном из основных экспортных портов на пути угля в Азию. Его максимальная пропускная способность Ванино составляет около 43-44 млн тонн в год. А это означает, что доступные свободные мощности в порту в лучшем случае составляют около 12 млн тонн в год. И если A-Property действительно увеличит производство до 45 млн тонн в год, мощности порта необходимо расширить до 75 млн тонн в год.

Региональные власти уже приветствовали продажу Эльгинского месторождения. Недавно они сетовали на то, что “Мечел” существенно не справляется с поставленными задачами. Вместо 20 млн тонн в год угольный разрез поставляет лишь четверть от запланированного. Это лишает бюджет Якутии столь необходимых доходов.

Федеральные власти пока хранят молчание, но у них тоже есть все основания поддержать сделку. Планы России по экспорту угля предполагают увеличение добычи на 51% к 2035 году до 668 млн тонн в год (оптимистический сценарий). Консервативный сценарий предполагает увеличение добычи угля на 10% до 485 млн тонн в год. Однако в последнее время эти планы сдерживаются борьбой “Мечела” за выживание. Федеральные банки, похоже, также удовлетворены тем, что угроза банкротства “Мечела” теперь отодвинулась благодаря продаже Эльгинского разреза. :///