СП: Доля нефтегазовых доходов в бюджете стала ниже, чем треть

В первом полугодии доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ составила менее трети, чего давно уже не случалось. Об этом говорится в оперативном докладе Счетной палаты (СП) РФ о ходе исполнения федерального бюджета.

Счетная палата СП

“Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 29,3%. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 13,9 процентного пункта”, — отмечается в документе.

К нефтегазовым Минфин относит поступления от НДПИ на нефть и газ, экспортных пошлин на энергоносители и налога на допдоход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях. Начиная с 2005 года доля этих доходов в бюджете РФ варьировалась от 36% до 51%.

Минфин прогнозировал ее сокращение в ближайшие годы, но не такими темпами. Согласно действующему трехлетнему закону о бюджете РФ, даже к концу 2022 года на нефтегазовые доходы будет приходиться больше трети поступлений в казну.

“На снижение нефтегазовых доходов… оказало влияние уменьшение поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть,… газ природный и товары, выработанные из нефти, в сумме 618,1 илрд рублей, или на 53,6%. НДПИ в виде углеводородного сырья снизился на 1,134 трлн рублей, или на 36,4%”, – добавляется в докладе СП.

“Это произошло в основном в результате снижения средней цены на нефть, снижения объемов экспорта природного газа, вызванного как погодными условиями, так и спадом экономической активности в странах Европы в первой половине 2020 года в результате мер, предпринятых по борьбе с новой коронавирусной инфекцией”, — отмечается в документе. Средняя цена на нефть в период с декабря 2019 года по май 2020 года составила 43,1 доллара за баррель против 65,2 доллара за аналогичный период годом ранее.

 

Глава СП предупреждал, что бюджет вряд ли получит прежние доходы

Между тем еще в мае Алексей Кудрин предупреждал в своей статье для издания “Коммерсантъ”, что российский бюджет не будет получать прежних нефтяных доходов даже после окончания “коронавирусного” кризиса.

“Какова будет роль нефти после пандемии? И до кризиса роль углеводородов в мире пересматривалась, в том числе в силу климатических изменений и дискуссий по поводу будущего планеты, теперь это становится еще более актуальным”, – пишет глава СП.

“Альтернативная энергетика становится все доступнее. Производство нефти в России не упадет, но такой ренты, которая была последние 20 лет, у нас уже не будет”, — отметил Кудрин в своей статье. По его мнению, это является важнейшим вызовом. :///