“Роснефть” просит изменить демпфер, приносящий огромные убытки

“Роснефть”, удрученная огромными выплатами в бюджет по топливному демпферу, просит правительство изменить формулу расчета этого механизма. В частности, компания предлагает использовать для расчета выплат биржевые цены, а не фиксированные условные, как сейчас.

Роснефть

“Роснефть” направила в правительство соответствующее письмо, пишет издание “Коммерсантъ” со ссылкой на осведомленные источники. Компания предложила скорректировать формулу демпфирующей компоненты к обратному акцизу на нефть.

Демпфер был введен с 2019 года как механизм для снижения волатильности цен на топливо на внутреннем рынке. С этого года демпфер по бензинам рассчитывается как 68% от разницы между экспортной ценой и установленной в законе условной ценой на внутреннем рынке (53,6 тыс рублей за тонну на 2020 год).

В результате, если экспортная цена превышает условную внутреннюю, то государство платит нефтекомпаниям. И стимулирует таким образом поставки на внутренний рынок. При обратной ситуации нефтяникам приходится платить в бюджет.

В прошлом году демпфер был выгоден для нефтекомпаний. При относительно высоких ценах бюджет выплатил им около 300 млрд рублей. Но в 2020 году цены рухнули, а демпфер стал отрицательным. Это усугубило убытки нефтяных компаний в переработке. По данным Reuters, за полгода нефтяники заплатили в бюджет по демпферу около 236 млрд рублей. А в целом за год, по оценке Минфина, выплаты могут составить 500 млрд рублей.

В большей степени в данной ситуации пострадала именно “Роснефть”. Она является крупнейшим в стране нефтепереработчиком и при этом выпускает много мазута, что ухудшает экономику НПЗ. Так, отрицательный демпфер существенным образом повлиял на убыток компании в первом полугодии в размере 113 млрд рублей.

 

Что конкретно “Роснефть” предлагает изменить в демпфере

“Роснефть”, разумеется, не может не обращать внимания на такие потери. В этой связи компания предлагает два возможных изменения. Например, вместо условной внутренней цены компания хотела бы использовать текущие биржевые цены. А кроме того, “Роснефть” считает нужным дополнить схему начисления демпфера.

В настоящее время, если реальная оптовая цена на бензин более чем на 10% превышает условную, демпфер обнуляется. То есть нефтяники заинтересованы в том, чтобы сдерживать оптовые цены и не поднимать их слишком высоко над установленным уровнем.

“Роснефть” предлагает предусмотреть и обратную ситуацию, чтобы демпфер обнулялся, если реальные внутренние цены на 10% ниже условных, как было на рынке весной. В таком случае компании могли бы не платить демпфер в бюджет при низких ценах на нефть.

“Коммерсантъ” пишет, что и другие крупные нефтяники согласны с необходимостью корректировки демпфера. Два источника издания на рынке отмечают, что механизм “устарел” и надо “ориентироваться на нынешние макроэкономические показатели”. Но в компаниях понимают, что просто так забрать у Минфина несколько сотен миллиардов рублей не получится. “Если для компенсации введут новую надбавку к НДПИ, то нам это невыгодно. Лучше пусть остается как есть”,— считает один из собеседников газеты. :///