Электрические суда – это просто бесполезная дорогая игрушка?

Морской транспорт – один из крупнейших потребителей ископаемого топлива. И потому является одной из главных целей для тех, кто ищет экологически чистую замену для такого топлива. Они предлагают перевести суда на электрическую тягу. Однако, как всегда, есть проблема.

Паром Ellen электрические суда
Фото: ride.tech

И эта проблема – емкость батарей. Согласно недавнему докладу исследовательской компании IDTechEx, электрические корабли оснащены самыми большими аккумуляторами, какие только могут быть установлены на транспортном средстве. Но они не дают сколько-нибудь значительной дальности хода.

Например, датский паром Ellen в Дании питается от аккумуляторов общей емкостью 4300 кВт*ч. На создание судна потребовалось пять лет, и оно обошлось в 21,3 млн евро. Однако, согласно отчету IDTechEx, огромная батарея паром позволяет ему пройти лишь 21,4 милю.

Согласитесь, 4300 кВт*ч для дальности действия менее 22 миль звучит как шутка. Ellen кажется довольно дорогостоящим экспериментом. Правда, использование электродвигателя позволяет избежать выброса 2 тыс тонн углекислого газа, 41,5 тонны оксида азота и 1,35 тонны диоксида серы ежегодно. Но стоит ли оно того?

Вообще, в мире разрабатывается несколько проектов электрических кораблей. Японские компании, например, работают над первым в мире полностью электрическим танкером. Проект должен быть завершен в начале 2022 года. И, по данным IDTechEx, судно будет иметь батарею на 4000 кВт*ч и дальность хода в 80 миль.

Между портами Китая курсирует полностью электрический сухогруз. По иронии судьбы корабль предназначен для перевозки угля. По данным местных СМИ, на нем установлена батарея на 2400 кВт*ч, а запас хода составляет 50 миль. Этого достаточно, чтобы совершить рейс из одного порта в другой, но и только.

 

Электрические суда не могут конкурировать с дизельными

В прошлом году Вацлав Смил из IEEE Spectrum написал в своей статье, что электрические суда просто не могут конкурировать с дизельными ни по объемам перевозимого груза, ни по расстояниям, которые они могут пройти без “дозаправки”. Традиционные суда пересекают океаны, не нуждаясь в дополнительном топливе.

Наконец, есть еще такой важный показатель, как стоимость батареи. Литий-ионные аккумуляторные элементы по-прежнему довольно дороги. Особенно если они объединены в блок мощностью несколько тысяч киловатт-часов, который, как ожидают пользователи, будет быстро заряжаться.

Мировой морской флот – один из самых загрязняющих атмосферу видов транспорта. Изменение такого положения дел, безусловно, важно с экологической точки зрения. Но электрификация судов не произойдет по мановению волшебной палочки, это займет много лет и потребует огромных усилий и средств. :///