Венесуэльский супертанкер, став российским, не избежит санкций США

Крупнейший нефтяной супертанкер Венесуэлы перешел под российский флаг. Судно с 2013 года эксплуатировалось Боливарианской Республикой под именем Ayacucho, но 1 мая 2020 было переименовано в “Максим Горький”.

Супертанкер Максим Горький
Фото: shipspotting.com

Супертанкер “Максим Горький” (номер IMO 6159470) является крупнейшим на данный момент, эксплуатирующимся на территории России. Он обладает классом VLCC (Very Large Crude Carrier) с дедвейтом 320,8 тыс тонн. Согласно данным отраслевых ресурсов, до этого крупнейшими танкерами в РФ были плавучие нефтехранилища “Умба” с дедвейтом 300 тыс тонн и “Кола” с дедвейтом 309 тыс тонн.

“Максим Горький” был зарегистрирован в РФ, по данным Российского международного регистра, в конце мая. А 20 августа супертанкер получил свидетельство о классификации от Российского речного регистра судоходства (РРРС).

По всей вероятности, причиной, по которой Россия забрала танкер, стали санкции США. Они сделали судно бесполезным для доставки нефти покупателям, а кроме того, право владения на него оспаривается.

На судно претендует нидерландская OI European Group BV, дочерняя компания американской O-I Glass. В июне она подала в суд Сингапура ходатайство с требованием разрешить арест Ayacucho в рамках дела, выигранного еще в 2015 году.

Венесуэла владела Ayacucho и еще тремя супертанкерами в рамках совместного сингапурского предприятия CV Shipping, учредителями которого стали венесуэльская PDVSA и китайская госкомпания PetroChina. После санкций США в отношении PDVSA китайцы забрали три танкера, а последний достался Национальному институту водного хозяйства (INEA) Венесуэлы.

В теории это позволяло ему избежать ограничительных мер со стороны Вашингтона. Но уже в августе санкции распространили на все организации, которые контролирует Каракас, отмечает ресурс Lenta.ru.

 

Супертанкер “Максим Горький” все равно окажется под американскими санкциями

Как отмечается в материале, судна нет в американском санкционном списке, но его положение практически исключает получение международной страховки и сертификатов, которые нужны для навигации в международных водах и заходе в порты. Эксперты указывают, что застраховать его непросто будет даже в России, поскольку санкционные риски учитываются и здесь. Единственным вариантом станет работа судна в российских водах.

В последние два года танкер Ayacucho использовался в качестве плавучего нефтехранилища в территориальных водах Венесуэлы. В июле он отправился на ремонт в Китай с 2 млн баррелей нефти. Где он планирует разгрузить их и куда пойдет в дальнейшем, неизвестно.

Портом приписки судна стал Санкт-Петербург. Владельцем его указана московская судоходная компания “Трансокеания”, созданная в начале 2020 года и принадлежащая в равных долях INEA и транспортной компании “Совфрахт”. При этом российский владелец также находится под американскими санкциями, поскольку работает в Крыму. Таким образом, “Максим Горький” по-прежнему автоматически попадает под санкции США. :///