“ГЛОНАСС” будет контролировать маломерный водный транспорт

Применение государственной автоматизированной информационной системы “ЭРА-ГЛОНАСС” расширится уже в 2021 году. Как сообщает в пресс-релизе АО “ГЛОНАСС”, эта системы будет использоваться не только на автомобильном, но и на водном транспорте.

ГЛОНАСС
Фото: stolitca24.ru

Создаваемая система мониторинга маломерных судов позволит как предотвращать ущерб жизни и здоровью граждан при чрезвычайных происшествиях, так и снижать количество правонарушений на воде, отмечается в сообщении.

Основной проблемой при возникновении экстренных ситуаций с маломерными плавсредствами является сложность определения точного местоположения судна. В настоящее время порядка 80% происшествий происходит из-за переворачивания лодок и падения людей за борт. В отличие от больших кораблей, маломерные суда часто не обеспечены специализированными средствами передачи сигнала SOS и определения координат места ЧП.

Вследствие этого экстренные службы тратят значительные материальные и кадровые ресурсы на поиск потерпевших бедствие катеров, яхт и лодок. По статистике, более 50% происшествий на внутренних акваториях страны в 2019 году произошло на участках, входящих в перечень внутренних водных путей, но расположенных за пределами судового хода. Множество ЧП с маломерными судами, к сожалению, заканчивается трагически.

 

Что может изменить система “ГЛОНАСС”

При использовании системы, создаваемой на базе ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС”, в момент нажатия на судне кнопки SOS координаты места происшествия будут оперативно передаваться в службы экстренного реагирования. Применение системы позволит снизить тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций на воде, существенно уменьшив время реагирования на инциденты.

Сократятся сроки поисково-спасательных операций, а во время их проведения будет обеспечена координация действий различных ведомств. Все это повысит уровень безопасности передвижения на водном транспорте. Ожидаемый экономический эффект от проекта будет обусловлен сокращением затрат экстренных оперативных служб на поиск потерпевших бедствие маломерных судов.

Помимо вызова экстренных служб при чрезвычайных ситуациях, система даст владельцам плавсредств возможность подключить дополнительный функционал мониторинга. Они смогут контролировать местоположение судов, соблюдение ими геозон и маршрутов. Кроме того, улучшится обмен информацией с плавсредствами, в web-интерфейсе будет отображаться картографическая информация и координаты судов.

Плавсредства будут оповещаться о метеообстановке, о приближении судов к определенным геозонам и т. д. На основе этих данных можно будет формировать отчеты о движении водного транспорта за требуемые периоды времени.

“Расширение применения “ЭРА-ГЛОНАСС” на водный транспорт – это закономерное развитие положительного опыта ее работы на автомобильном рынке. Сегодня система является универсальной цифровой платформой для автоматизации и трансформации процессов в самых разных отраслях. Конечно же, каждая отрасль имеет свои особенности и требует адаптации как технологий, так и нормативной базы. Над этим АО “ГЛОНАСС” активно работает сегодня, реализуя пилотные проекты”, – отметил заместитель генерального директора по развитию бизнеса Илья Аксельрод.

Только что завершился один из таких пилотных проектов, проводившийся АО “ГЛОНАСС” совместно с ФГБУ “Канал им. Москвы”. В рамках проекта в реальных условиях отрабатывались сценарии обработки и передачи экстренного вызова с судна при чрезвычайном происшествии в службы экстренного реагирования через инфраструктуру “ЭРА-ГЛОНАСС”. Результаты пилотного проекта были признаны успешными.

Ожидается, что дорожная карта по созданию и развитию системы мониторинга судов будет создана до конца текущего года. Техническое задание на данную систему будет подготовлено к апрелю 2021 года, а к июню завершится разработка проектов нормативно-правовых и нормативно-технических актов. :///