Какая из трех лучших вакцин от COVID-19 спасет рынок нефти

Мировой рынок нефти возлагает большие надежды на коронавирусные вакцины, которые вот-вот должны быть приняты к использованию. Ведь это будет означать успех в борьбе с COVID-19, который позволит отменить локдауны и поднять потребление “черного золота”.

Лаборатория вакцина COVID-19
Фото: yorick.kz

Однако все еще неясно, какая именно вакцина даст требуемый результат. Сейчас лидируют три производителя, которые заявляют о невероятной эффективности своего препарата. Русская служба BBC сравнила ведущие разработки, изучив сильные и слабые стороны как самих потенциальных вакцин, так и их производителей.

Первым об успехе заявил американский фармацевтический гигант Pfizer. По предварительным данным клинических испытаний, пфайзеровская вакцина BNT162b2 обеспечивает 90-процентную защиту от COVID-19. Это очень хороший показатель. Он означает, что из каждых 100 человек, прошедших вакцинацию, у 90 выработается устойчивый иммунитет. Другими словами, прививка снижает риск инфекции примерно в 10 раз.

Однако уже на следующий день российские ученые из центра Гамалеи заявили, что их вакцина “Спутник V” обеспечивает еще более эффективную защиту – 92%. Замыкает тройку лидеров инновационная компания Moderna, работающая на рынке биотехнологий всего 10 лет и не зарегистрировавшая ни одного препарата. Ее вакцина mRNA-1273, по предварительным данным, эффективна на 94,5%.

 

Как именно определяется эффективность вакцины от COVID-19

Все три препарата по-прежнему проходят масштабные клинические испытания, которые завершатся не раньше мая. Так что выводы об эффективности вакцин сделаны на основе предварительного анализа данных. Однако выборка у всех компаний разная.

Чтобы определить, защищает ли прививка от COVID-19, нужно подождать, пока вирусом заразится достаточное число привитых добровольцев. И сравнить – кто из них на самом деле получил укол вакцины, а кому ввели плацебо. Так что неудивительно, что заявления почти совпали по времени: в разгаре сезон простудных заболеваний.

Самые подробные (а значит, и наиболее надежные) данные пока что предоставила Moderna. Из 30 тыс добровольцев, участвующих в эксперименте, COVID-19 диагностирован у 95 человек. 90 заболевших – из контрольной группы (то есть те, кто получил плацебо) и лишь пятеро – из экспериментальной. И среди тех, кому ввели настоящую вакцину, нет ни одного тяжелого пациента.

Заявление Pfizer сделано на основе 94 заболевших (общее число участников испытаний – 40 тыс). Как посчитали эксперты, из этого числа больных настоящую вакцину получили не больше восьми человек.

А вот вывод об эффективности российской вакцины сделан по итогам лишь 20 заражений. Из них, по подсчетам экспертов, настоящий препарат получили четверо. Кроме того, запланировано испытание на 40 тыс волонтерах, а вакцинацию “Спутником” пока прошли только 20 тыс. Значит, что к концу испытаний показатели могут измениться.

Pfizer заявила, что готова поставить 50 млн доз уже до Нового года. Этого хватит на 25 млн человек, поскольку для вакцинации каждого нужно сделать два укола (с разницей в три недели). Учитывая, что препарат проходит испытания в шести странах (Аргентина, Бразилия, Германия, США, Турция и ЮАР), в каждой из них можно будет привить примерно по 4 млн человек.

 

Все три вакцины от COVID-19 слишком разные, чтобы конкурировать

Правда, вакцину Pfizer необходимо хранить при очень низкой температуре, около минус 80 градусов. На данный момент вакцина выпускается в коробках по 4000 доз, причем открывать эти коробки можно не больше двух раз в день.

Это значит, что первую партию имеет смысл посылать только в самые крупные клиники мегаполисов, вроде Нью-Йорка или Рио-де-Жанейро. Как организовать доставку в небольшие медицинские практики (скажем, в сельской местности), пока непонятно.

Для этих целей намного лучше подходит как раз “Спутник V”. Российская вакцина выпускается в сухом (лиофилизированном) виде. Так что ее значительно проще доставлять куда угодно – как в отдаленные районы на севере, так и в жаркие тропические страны. С учетом этой особенности препарата логично предположить, что его основным рынком сбыта станут страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В РФПИ сообщают, что уже получили заявки на закупку “Спутника” из 50 стран – в общей сложности на 1,2 млрд доз. Для вакцинации также необходимо ввести две дозы препарата, так что речь идет о 600 млн человек. Российскую вакцину планируется выпускать и за рубежом: например, производство в Южной Корее должны запустить уже в декабре. Обещанная мощность – 150 млн доз в год.

Moderna также обещает запустить свою вакцину в массовое производство уже к середине декабря. И до конца года компания выпустит 20 млн доз препарата. С учетом двух уколов на каждого, этого должно хватить на 10 млн человек.

Вакцина не требует особых условий хранения: в обычном холодильнике она может легко пролежать месяц, в морозилке – до полугода. К концу 2021 года компания намерена выпустить 500 млн доз. И даже заявила о готовности выйти на уровень 1 млрд доз ежегодно при условии доступности исходных материалов.

Кстати, в отличие от Pfizer, которая проводит испытания вакцины за собственные деньги, Moderna выполняет заказ американских властей. Исследования препарата были оплачены из бюджета. Так что и достанется вакцина в первую очередь гражданам США.

 

Вакцины спасут рынки нефти в разных регионах мира

Так или иначе, все три вакцины выглядят весьма перспективно. Ведь эксперты ВОЗ говорили, что будут считать успешной любую вакцину, эффективность которой превысит 70%. Американские власти сообщали о готовности закупать препараты, дающие хотя бы 50-процентую защиту от вируса. Примерно такую эффективность имеет вакцина от гриппа. В Европейском же медицинском агентстве намекали, что готовы рассмотреть даже менее эффективные препараты.

Но, учитывая все вышесказанное, можно предположить, что вакцина Modernа спасет американский рынок нефти. Вакцина Pfizer скорее подойдет для европейских потребителей. А российская “Спутник”, вполне вероятно, восстановит спрос на нефть в Азии, крупнейшем мировом потребителе. :///