Венесуэла за короткий срок сумела утроить свой экспорт нефти – до 0,5 млн баррелей в сутки. И произошло это благодаря четырем якобы российским компаниям-покупателям. Проблема только в том, что в ЕГРЮЛ ни одна из них не зарегистрирована.
Все, что свидетельствует о существовании этих компаний, – это их сайты, отмечает РБК. Причем страницы Xiamen Logistic Grass, Olympia Stly Trading, Zaguhan & Co, Karaznbas, Kalinin Business International и Poseidon GDL Solutions зарегистрированы на анонимное частное лицо.
Контакты их владельцев не указываются. А на сайте Xiamen Logistic Grass говорится, что компания занимается крупами и макаронными изделиями. И никакого отношения к торговле нефтью не имеет.
Вообще, о деятельности этих загадочных компаний по торговле венесуэльским сырьем сообщило в ноябре Reuters. В расследовании агентства говорилось о компании «О Джи Икс Трейдинг», зарегистрированной в Москве в марте 2020 года.
Согласно данным агентства, она зафрахтовала танкер Wanneng Munay. А упомянутые четыре компании зарегистрировала в качестве покупателей. Руководителем компании называется Сергей Басов. Он же стал учредителем еще пяти компаний из Москвы.
Две из них переданы под управление ООО «Меркурий», где учредителем стала Мата Переда Бетси Дезире, гражданка Венесуэлы. Женщина с таким же именем в свое время числилась акционером турецкой компании Mulberry Proje Yatirim — посредника правительства Венесуэлы при импорте продуктов питания. В 2019 году компания попала под санкции США.
Экспорт нефти из Венесуэлы, по понятным причинам, проходит в обстановке строгой секретности. Перевозчики отключают транспондеры. А в документах не указывается, для кого судно забирает нефть, какой у нефти сорт и сколько ее на борту.
Правда, с помощью спутниковых снимков удается отслеживать маршруты танкеров. И даже уровень их загрузки – по теням на воде, которые позволяют оценить осадку. Несколько танкеров, которые совершают такие маршруты, принадлежат России. Так, судами «Сиерра» и «Нострас» владеет ООО «Рустанкер», находящееся в реестре малого и среднего бизнеса. Ее владельцем указывается компания Makandi Marine Inc. с Маршалловых островов.
Экспорт сырья из Венесуэлы направлен на Китай
Что характерно, поставки венесуэльской нефти идут, в основном, в Китай. И первым танкером, который возобновил транспортировку сырья из Венесуэлы в КНР, стал Kyoto. Он был обнаружен в конце августа службой мониторинга судоходства Tanker Trackers. Танкер загружал 1,8 млн баррелей тяжелой нефти в порту Хосе.
Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) и нефтегазовый гигант PetroChina, которые входят в число клиентов PDVSA, прекратили осуществлять погрузку сырья в портах Венесуэлы в августе 2019 года. Это произошло после расширения рестрикций США против венесуэльской компании.
Однако сейчас Китай снова начинает импортировать венесуэльскую нефть. Вероятнее всего, это делают не CNPC и PetroChina, а относительно небольшие компании. Дело в том, что немногим ранее правительство КНР повысило квоту на импорт нефти частными компаниями в 2021 году на 20% по сравнению с 2020 годом. Как заявило Министерство торговли Китая, это делается в связи с падением мирового спроса и ожидаемым ростом предложения. :///