“Роснефть” добывает ТРИЗ с помощью оцифровки процессов

Роснефть ТРИЗ

“Роснефть” сосредоточила свои научно-технические разработки на трудноизвлекаемых запасах. Как рассказал в ходе пресс-конференции директор департамента научно-технического развития и инноваций “Роснефти” Александр Пашали, осваивать ТРИЗ предполагается с помощью цифровизации процессов.

“Портфель “Роснефти” насчитывает 130 целевых инновационных проектов. В ходе работы над ними компанией за отчетный период 2020 года разработано более 800 запатентованных технологий”, – рассказал Пашали.

Одним из основных направлений работы и ключевым фактором конкурентоспособности на мировом нефтегазовом рынке, по словам топ-менеджера, является работа именно с ТРИЗ. “То, что было трудноизвлекаемым три года назад, сегодня становится для нас естественным объектом работы”, – подчеркнул Пашали.

“На основе собственных технологий пробурено свыше 1,5 тыс горизонтальных скважин. Они обеспечили вовлечение в рентабельную разработку свыше 100 млн тонн ранее трудноизвлекаемой нефти”. Кроме того, в рамках перспективной работы с баженовской свитой пробурено девять горизонтальных скважин со средним пусковым дебитом более 50 тонн в сутки, что лучше показателей недавних лет в 1,5-3 раза.

 

Какие технологии “Роснефть” разрабатывает для добычи ТРИЗ

Совместно с компанией “Иннопрактика” и МГУ имени М. В. Ломоносова “Роснефтью” создан программный комплекс “РН-цифровой керн”, рассказал Пашали. Керн – образец породы цилиндрической формы, полученный из скважины при бурении. Он является источником информации о геологическом строении недр.

Если этот материал оцифровать, то с ним можно провести неограниченное число экспериментов без разрушения образца. Как пояснил Пашали, подход основан на томографии, позволяющей понять строение образца и перенести его в модель. Это позволяет подобрать способы разработки под конкретное месторождение в разы быстрее и эффективней.

Еще одним методом, способным изменить подходы к разработке месторождений может стать модульный подход. В прошлом году “Роснефтью” разработана и испытана мобильная установка контейнерного типа для развертывания и работы на месторождениях. “Она позволяет быстрее и комфортнее изготавливать оборудование заранее, используя принцип конструктора с взаимозаменяемыми, расширяемыми элементами, а также минимизировать работы по установке непосредственно в тяжелых условиях”, – пояснил он.

“Роснефть” обеспечила покрытие всех ключевых процессов добычи собственным программным обеспечением, а также намерена расширять лицензирование своего ПО для других участников рынка, отметил Пашали. Так, в 2021 году “Роснефть” планирует вывести на рынок ПО для геологического моделирования, которые необходимы инженерам-нефтяникам.

При этом в 2020 году компания уже выдала 115 коммерческих и более 40 тестовых лицензий на использование симулятора “РН-ГРИД” для расчетов по гидроразрыву пласта. Среди покупателей как сервисные компании, так и учебные заведения. До введения санкционной политики в отношении России в этой области использовалось импортное ПО.

Еще одним примером успешного импортозамещения стала разработка собственных катализаторов. Это вещества, ускоряющие протекание ключевых химических реакций. Они участвуют практически во всех вторичных процессах нефтепереработки. Доля иностранных поставщиков на российском рынке по катализаторам составляет около 65%.

У “Роснефти” в разработке более 20 линеек катализаторов нефтепереработки и нефтехимии, среди которых многие намного лучше иностранных аналогов, поделился Пашали. К примеру, катализатор гидроочистки дизельных фракций HT-100RN может работать при температурах на 5-10 градусов ниже аналогов, что сейчас очень актуально для заводов в Северном полушарии.

В области нефтехимии компания научилась делать уникальный сверхлегкий полимерный пропан, используемый для разрыва пласта. Также в этом году компания начнет применять обсадные трубы из сверхпрочного полимера – полидициклопентадиена, что в перспективе позволит заменить металлические трубы и существенно экономить при обслуживании и строительстве скважин. :///