Россия увеличит мощности малых СПГ-заводов в четыре раза

В России будет активно развиваться направление малотоннажного производства СПГ. Соответствующая Дорожная карта, утвержденная правительством, предусматривает к 2025 году четырехкратное увеличение мощности малых СПГ-заводов – до 400 тыс тонн в год.

СПГ завод малый
Фото: wordpress.com

На фоне существующих объемов производства СПГ (27,7 млн тонн) и планов по вводу новых крупнотоннажных мощностей (в 2024 году до 46-65 млн тонн), это, казалось бы, не так много. Но большие заводы СПГ работают на экспорт, пишет издание “Российская газета”. А малотоннажные должны обеспечивать еще и потребности внутреннего рынка, которые рассчитывают увеличить за счет расширения использования сжиженного газа в качестве газомоторного топлива и для газификации отдаленных и изолированных регионов.

На сегодняшний день в России функционирует 11 малотоннажных заводов по производству СПГ совокупной мощностью около 100 тыс тонн. Загружены они всего на 40%, а на внутренний рынок продукцию поставляют только восемь заводов. Работают лишь 10 автозаправочных СПГ-станций. Газифицировано сжиженным природным газом 1145 квартир и домовладений в четырех населенных пунктах.

“Пока внутренний рынок СПГ в России – микроскопический”, – отметил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. “Объемы годового потребления СПГ здесь в два-три раза меньше среднего дневного спроса на природный газ. И уже поэтому у внутреннего рынка СПГ есть потенциал для быстрого роста”, добавил эксперт.

 

Зачем нужен СПГ на внутреннем российском рынке

Об использовании СПГ как ресурса для альтернативной газификации говорится достаточно давно. Сжиженный газ возможно доставлять в отдаленные районы любым видом транспорта, где традиционная трубопроводная газификация невозможна. При этом он значительно экологичнее мазута, дров или угля.

С точки зрения экономики, в Дорожной карте предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон “О газоснабжении”. Они подразумевают введение государственного регулирования платы за подключение к газовым сетям. То есть для населения газификация на основе СПГ не должна оказаться “золотой”, несмотря на дополнительные требования к инфраструктуре и затраты на доставку. Проект поправок к закону должен быть представлен в правительство в июне 2021 года.

В планах также упоминается расширение использование СПГ как топлива для транспорта. В первую очередь, для сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, а также автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Соответствующие директивы будут отправлены хозяйственным обществам, где доля государственного участия превышает 50%.

Гривач считает, что осуществлению этих планов будет мешать гораздо более высокая себестоимость СПГ, необходимость создавать инфраструктуру производства и потребления почти с нуля, а также высокие риски для окупаемости проектов и неопределенность регуляторной среды. Помимо этого, он уверен, что для придания импульса развитию рынка малотоннажного СПГ необходима поддержка государства.

В Дорожной карте она предусмотрена, пишет “Российская газета”. Так, уже к маю этого года в Правительство должны быть внесены предложения о возможности экспорта СПГ, произведенного на малотоннажных заводах, для повышения экономической рентабельности их строительства, с условием поставки части продукции на внутренний рынок. Кроме этого прорабатываются меры по увеличению их инвестиционной привлекательности, а также проекты развития газомоторной инфраструктуры. :///