“Роснефть” и BP вместе ищут способ “поймать” выбросы метана

“Роснефть” и British Petroleum вместе работают над пилотным проектом, который поможет сократить выбросы метана. Об этом заявил журналистам советник вице-президента “Роснефти” по промышленной безопасности, охране труда и экологии Тайрон Калпи.

Попутный газ выбросы метан

“Мы взаимодействуем с нашими коллегами из нефтегазовой отрасли в рамках метановой инициативы “Руководящие принципы по снижению выбросов метана в производственно-сбытовой цепочке природного газа”, – отметил советник.

“Именно в рамках этой инициативы мы работаем с ВР над пилотным проектом по обнаружению и сокращению выбросов метана при факельном сжигании”, – сказал Калпи на пресс-конференции, посвященной презентации плана по углеродному менеджменту.

Именно выбросы метана являются для нефтегазовой индустрии одной из важнейших проблем. И сейчас она привлекает все больше внимания, поскольку на всех месторождениях мира в общей сложности впустую сгорает 150 млрд кубометров газа в год. В результате в атмосферу ежегодно выбрасывается около 400 млн тонн углекислого газа, усиливая глобальное потепление.

“Выбросы метана – ахиллесова пята нефтегазовой промышленности, – заявил в прошлом году глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль. – И хорошая новость для отрасли: это можно исправить с помощью существующих технологий, используя передовой опыт”.

 

Выбросы метана можно улавливать дешевле, чем сейчас

Стоит отметить, что еще три года назад исследователи Массачусетского технологического института (MIT) разработали технологию улавливания и преобразования метана, которая решает главную проблему всех нефтекомпаний мира – убыточность утилизации попутного газа. Профессор MIT Йоджеш Сурендранат и трое его коллег – доктора Мэтью О’Райли, Ребекка Сойонг Ким и Сеокджун Ох – сумели создать агрегат, превращающий метан в метанол прямо на месте его добычи.

Сейчас на некоторых скважинах метан улавливается и используется потом для производства химикатов. Однако для этого приходится устанавливать целые комплексы громоздкого оборудования, строить трубопроводы и другую инфраструктуру. Все это дорого и неприменимо на удаленных месторождениях или на морских платформах.

Дело в том, что в настоящее время для преобразования метана в жидкие промежуточные соединения требуются очень высокие рабочие температуры и большое количество агрессивных химикатов. Однако ученые MIT сумели найти принципиально иной путь.

Исследователи разработали низкотемпературный электрохимический процесс создания катализатора, который собственно и преобразовывает метан. Конечным продуктом этой реакции является бисульфат метила и метансульфокислота, которые потом относительно легко перерабатываются в жидкий метанол. Причем для энергоснабжения процесса достаточно нескольких солнечных батарей или ветрогенераторов.

Собственно, катализаторы используются и сейчас, однако если скорость реакции не контролировать комплексом сложных химикатов, процесс идет лавинообразно, разрушая уже готовый метанол. Сурендранат и коллеги заменили химикаты точно настроенным воздействием электроэнергии, чем в итоге кардинальным образом удешевили процесс. :///