За последние пару лет водород как топливо и как средство хранения энергии набирает все большую популярность. Однако водородные авто так не смогли добиться успеха в каком-либо смысле, сравнимом с электромобилями.
“Вы не увидите широкого использования водородного топлива в автомобилях даже через 10 лет, – заявил недавно Financial Times исполнительный директор Volkswagen Герберт Дисс. – Проблема в том, что физика, стоящая за этим, совершенно неразумна”.
В этом Дисс, похоже, разделяет мнение человека, которого видит в качестве главного конкурента: главы Tesla Илона Маска. Несколько лет назад тот сказал, что водородные автомобили – это “невероятно глупая идея”.
Почему же? Во-первых, технология водородных топливных элементов стоит дорого. И с ее помощью не удалось добиться столь значительного сокращения затрат, которое технология электромобилей – особенно аккумуляторов – продемонстрировала в самом недавнем прошлом. Это сделало электромобили вполне доступными.
Во-вторых, еще предстоит сделать крупные инвестиции в строительство водородных заправочных станций. Для этого автопроизводителям нужно выпускать больше автомобилей на водороде.
Быстрая зарядка (или заправка) – это, пожалуй, главное преимущество водородных авто перед электромобилями, наряду с отсутствием риска возгорания аккумулятора. Однако водород – не более безопасное топливо, чем, например, бензин, поскольку так же легко воспламеняется. Иногда это вызывает пожары на заправочных станциях.
У некоторых автопроизводителей действительно есть программы производства водородных авто. Например, Mirai концерна Toyota, которая была первым серийным водородным автомобилем в мире. У Hyundai также есть водородная модель – Nexos. И даже BMW планирует выпустить такой автомобиль в следующем году. Однако это, на самом деле, капля в океане традиционных авто.
Главная проблема водородных авто – количество АЗС
В статье The Financial Times отмечается, как все крупные европейские автопроизводители играли с технологиями топливных элементов, прежде чем тихо сдаться. В том числе, Volkswagen и даже Mercedes, которые десятилетиями пытались сделать водородные технологии эффективными. Существенного успеха они не добились.
Тем не менее, технология топливных элементов может стать жизнеспособной в будущем, по крайней мере, по мнению главы Renault по альтернативным видам топлива Филиппа Превеля. Он признает, что обычные легковые автомобили, использующие технологию топливных элементов, вряд ли станут экономически жизнеспособными в течение следующих десяти лет.
Однако общественный транспорт, передвигающийся по фиксированным маршрутам, может получить заметное распространение гораздо раньше. Ведь создать заправочные станции на двух концах фиксированного маршрута легче, чем построить целую сеть.
Действительно, инфраструктура заправочных станций является самым большим препятствием, и не только в Европе. Это проблема есть и в Соединенных Штатах – в Калифорнии, на их единственном рынке водородных автомобилей.
“Мы – молодой рынок, и эти машины недешевы для аренды или продажи, – сказал ABC News Кейт Мэлоун из California Fuel Cell Partnership. – Но настоящая проблема – это развертывание сети заправок. Большинство сейчас станций сосредоточено в городских районах Калифорнии”.
Получается замкнутый круг: чтобы купить водородное авто, водитель должен быть уверен, что заправочных станций будет достаточно. Но чтобы строить водородные АЗС, компании должны быть уверены, что у них будет достаточно клиентов. А этого пока нет ни в Европе, ни в США.
Стоит, правда, заметить, что Китай сделал ставку на водородные машины одновременно с электротранспортом. В прошлом году Пекин заявил, что примет пакет мер по совершенствованию цепочки поставок водородных автомобилей и развитию соответствующих технологий, чтобы сделать такие авто более популярными в стране. Планируется, что к 2030 году на дорогах Китая появится миллион автомобилей, работающих на водороде. :///