Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о возвращении в госсобственность авиастроительного предприятия “Мотор Сич”. Об этом заявил секретарь СНБО Алексей Данилов.
“На сегодняшний день принято решение, по которому “Мотор Сич” будет в ближайшее время возвращен украинскому народу, в собственность украинского государства законным, конституционным способом”, — заявил Данилов по итогам заседания СНБО.
Ранее глава фракции пропрезидентской партии “Слуга народа” Давид Арахамия заявил, что законопроект о национализации “Мотор Сич” вскоре подадут на рассмотрение парламента. При этом премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сказал, что правительство не разрабатывало законопроектов о национализации “Мотор Сич”, но работает над сохранением его технологий и стабильной работы.
Правда, есть один нюанс. В числе акционеров “Мотор Сич” – китайская Beijing Skyrizon. И эта компания назвала возможную национализацию украинского авиастроительного концерна незаконной и противоречащей принципам рыночной экономики.
Как получилось, что акционером “Мотор Сич” стала китайская компания? Сделка по продаже акций украинского концерна фактически свершилась еще в 2016 году. Именно тогда совладелец и руководитель предприятия Вячеслав Богуслаев за 100 млн долларов продал 56% акций в интересах Beijing Xinwei и ее главного акционера – китайского предпринимателя и миллиардера Ван Цзина. Кроме этой суммы, китайские инвесторы обещали вложить в развитие компании 150 млн долларов, перечисление которых ожидалось в 2020 году.
Сделка была осуществлена с использованием офшорных компаний, а пакет акций был раздроблен на доли по 10%. В 2017 году Ван Цзин решил консолидировать доли в офшорных компаниях, чтобы получить доступ к управлению “Мотор Сич” на правах владельца контрольного пакета. Однако в украинском правительстве этот шаг вызвал настоящий переполох.
“Мотор Сич” действительно мог стать китайским
Антимонопольный комитет вдруг начал серьезное разбирательство, а СБУ даже открыла уголовное дело, усмотрев в действиях китайских инвесторов признаки диверсии. После этого речь уже шла не об отказе в консолидации купленных акций, а о том, чтобы полностью аннулировать сделку. Летом 2019 года масла в огонь подлило вмешательство Белого дома. Тогда советник американского президента Джон Болтон в ходе своего визита в Киев предостерег украинское руководство от продажи “Мотор Сичи” Китаю.
Однако претензии к сделке не имеют под собой юридических оснований. После развала СССР “Мотор Сич” был приватизирован и с тех пор является частной компанией. Между тем, в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах. Стало быть, аннулировать сделку невозможно. Но, с другой стороны, под большим вопросом оказалась затея с консолидацией акций в единый контрольный пакет под китайским флагом.
Правда Beijing Xinwei Technology Group Co сейчас находится на грани банкротства. При этом акции “Мотор Сичи” были куплены компаниями из орбиты Ван Цзина (в их числе Beijing Skyrizon) за счет кредитных средств, взятых в China Development Bank. И в случае банкротства Beijing Xinwei акции украинской компании перейдут в собственность банка.
В любом случае, ситуация превратилась в некий “гордиев узел”, который Киев решил разрубить одним ударом. Национализация исключит доступ китайского инвестора к мощностям и технологиям “Мотор Сич”, даже если потом Beijing Skyrizon подаст на данное решение в суд. :///