У проекта “Северный поток-2” на самом деле есть водородное будущее?

Россия продолжает строить “Северный поток-2”, хотя будущее проекта до сих пор не определено. И у нее есть способ довести дело до конца: газопровод можно адаптировать к европейским потребностям в чистой энергии.

Северный поток-2 Nord Stream 2 AG

Россия может поставлять по “Северному потоку-2” водород, который Европейская комиссия ставит во главe угла своей повестки дня. В настоящее время между Берлином и Москвой ведется диалог о крупномасштабном производстве зеленого водорода. Эта информация была раскрыта на конференции, состоявшейся в Немецко-Российской торговой палате 16 февраля.

И эта идея не нова. Впервые она появилась в 2018 году. Затем в марте 2020 года, вариант с водородом был предложен Uniper. Компания считает, под прокачку водорода можно использовать до 80% мощности газопровода.

“Одним из ключевых аргументов против проекта “Северный поток-2″ является то, что увеличение поставок природного газа противоречит целям декарбонизации Европы. Здесь контраргумент России состоит в том, что газопровод также имеет и водородный потенциал и может соответствовать целям декарбонизации”, – говорит газовый аналитик Лука Франца.

Выбор Россией инвестиций в водород можно интерпретировать как тактику, направленную на повышение привлекательности проекта. А также на изменение позиции западных стран в отношении санкций против газопровода “Северного потока-2”. Но помимо геополитического аспекта, есть вопросы о реальной осуществимости данной идеи.

Во-первых, будет ли этот водород “голубым” (полученный из ископаемых источников топлива) или “зеленым” (углеродно-нейтральный)? “Россия имеет сравнительное преимущество в цепочке создания стоимости голубого водорода. Поэтому у нее больше возможностей отправлять голубой водород, а не зеленый, затраты на который все еще очень высоки”, – отмечает Франца.

Переход к 100-процентно зеленой водородной энергетике подразумевает использование голубого водорода в качестве переходного топлива как минимум до 2045 года. Ожидается, что к тому моменту затраты на производство зеленого водорода станут приемлемыми. Так что проблемы, какой водород поставлять по газопроводу “Северный поток-2”, в сущности, нет.

 

А выдержит ли “Северный поток-2” прокачку водорода?

Но возникает второй важный вопрос: как этот водород будет транспортироваться? Первый и наименее реалистичный вариант – это транспортировка по трубопроводу одного только водорода. Другое решение состоит в смешивании водорода с природным газом, но и у этого метода есть недостаток.

Положения о разрешенных пропорциях смешивания различаются в зависимости от страны-члена ЕС и могут варьироваться от 1% в Нидерландах до 8% в Германии. Недавно несколько депутатов Европарламента призвали к гармонизации стандартов смешивания, но цель далека от достижения.

Наконец, совместимость материалов трубопровода и транспорта водорода также не очевидна. Ведутся исследования о необходимости добавления в трубопровод полипропилена во избежание коррозии. А есть еще и проблема возможных утечек.

Хотя технические условия перепрофилирования проекта “Северный поток-2” кажутся нечеткими, Россия не собирается ставить крест на данной идее. Более того, “Газпром” разработал технологию пиролиза, которая превращает природный газ в водород с помощью нагрева. Эта технология менее энергоемкая, чем процесс электролиза, и менее загрязняющая, чем риформинг метана. Проблема только в том, что “Газпром” пока не довел ее до промышленной стадии.

И потому вовсе не факт, что Россия станет самым конкурентоспособным поставщиком водорода в Европу. “Газпром” пока не обладает достаточными производственными мощностями по производству водорода, и вряд ли сможет удовлетворить европейский спрос. А он согласно Дорожной карте ЕС по водороду, к 2050 году достигнет 700 ТВт*ч.

А вообще, европейского водородного рынка пока еще нет, и создаваться он будет только на основе политической воли. “Мы склонны жить в будущем, связанном с водородом. Европа имеет амбициозные прогнозы относительно спроса на водород, но мы действуем так, как будто мы уже там”, – подчеркивает Франца. :///