Эксперт: Отменять демпфер нельзя, но его обязательно нужно менять

Топливный демпфер, разумеется, нельзя отменять, но и оставлять его неизменным тоже нельзя. Такое мнение высказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко.

АЗС заправка топливо бензин демпфер
Фото: 40161.ru

Напомним, Независимый топливный союз (НТС) направил письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой принять меры для стабилизации ситуации на рынке топлива. Бизнес предлагает снизить акцизы на бензин и дизельное топливо, отменить демпфер и увеличить нормативы продаж нефтепродуктов на бирже.

Цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии – на 14%, также предупредили в НТС. В Минэнерго РФ, в свою очередь, заявили, что даже обсуждать отмену демпфера нельзя, так как это лишит рынок защитного механизма.

“Безусловно, демпфер за прошедшие два года можно оценивать по-разному… Но в целом, если оценивать его работу относительно главной задачи по сдерживанию цен, то со своей задачей он справился хорошо”, – сказал эксперт агентству РИА Новости.

“Другого механизма сглаживания скачков цен на внешних рынках пока просто нет. И хотя бы по этой причине отменять его без предложения альтернативы не имеет положительного для рынка и потребителя смысла”, – подчеркнул Мищенко.

 

Демпфер необходимо развивать

В то же время эксперт считает, что привязанность демпфера к ситуации на внешних рынках играет в минус с точки зрения его устойчивости как долгосрочного механизма. Это происходит из-за усиления волатильности в последнее время, вызываемого как изменением баланса спроса и предложения, так и “климатической” повесткой. В связи с этим властям необходимо думать о перспективном развитии механизма, предлагает он.

“С другой стороны, и независимая розница, жалующаяся премьеру на демпфер, на самом деле еще не исчерпала все варианты улучшения экономики АЗС. Повышение устойчивости топливозаправочного бизнеса не должно быть только головной болью властей”, – считает эксперт.

“Сами владельцы АЗС также в силах улучшить экономику заправки через расширение продажи товаров и так далее. Им необходимо трезво воспринимать текущую ситуацию, а не только пенять на условия хозяйствования”, – заключил Мищенко. :///