“Газпром” считает, что перспективнее поставлять водород в Азию

“Газпром” считает перспективным азиатское направление экспорта водорода. Об этом пишет в колонке для очередного номера журнала “Энергетическая политика”заместитель председателя правления холдинга Олег Аксютин.

Газпром Фортуна газ

“Особый интерес представляет возможность производства водорода на территории Дальнего Востока России методом парового риформинга метана с обеспечением улавливания и захоронения диоксида углерода и последующим экспортом Н2 в страны-потребители – Японию, Южную Корею, Китай”, – отметил топ-менеджер.

“По азиатскому направлению целесообразно рассмотрение возможностей поставок водорода в различном виде на экспорт авто-, морским и железнодорожным транспортом. Для этого необходимо создание соответствующей законодательной базы (в части налогообложения и таможенного регулирования), а также развитие технологий транспортировки”, – добавил Аксютин.

Он отмечает, что в краткосрочной перспективе в рамках двустороннего сотрудничества с азиатскими партнерами “Газпром” считает целесообразным развивать обмен технологиями транспортировки водорода, а также улавливания, хранения и использования СО2. В средне- и долгосрочной перспективе возможна проработка поставок водорода на экспорт при условии коммерческого спроса среди потенциальных импортеров.

Правда, есть определенные сложности. “Технология транспортировки водорода в виде метано-водородной смеси по существующей системе газопроводов обусловлена рисками технического, юридического и регуляторного характера. Добавление водорода в существующую газотранспортную сеть приведет к изменению состава, качества и цены экспортируемого газа. Это будет являться нарушением экспортных контрактных обязательств, а также потребует отдельной специальной сертификации магистрального газопровода”, – указал зампред правления холдинга.

 

“Газпром” пока не понимает, по каким нормативом можно поставлять водород в Европу

Отдельное внимание он обращает на то, что “Газпром” должен обеспечить промышленную безопасность при прокачке водорода, имеющего отличные от метана свойства. “Применяемое при транспортировке оборудование имеет ограничения по качеству и составу газа, связанные с обеспечением безопасности работ и сохранению долгосрочной работоспособности единой системы газоснабжения. Для гарантии безопасной транспортировки метано-водородной смеси по магистральному газопроводу требуется проведение полномасштабных натурных циклических испытаний в условиях, приближенных к реальной перекачке, что в настоящее время не реализовано”, – пишет Аксютин.

Он также отмечает, что к настоящему времени в странах Европы, как и в России нет единого нормативно-технического регулирования транспортировки метано-водородных смесей. Так, европейские стандарты допускают достаточно широкий диапазон концентраций водорода в природном газе (от 0,02% до 10%) в зависимости от используемого газового оборудования и состояния сетей. :///