Инцидент в Суэцком канале продемонстрировал перспективность Северного морского пути (СМП) с точки зрения доставки грузов из Европы в Азию и обратно. Об этом говорится в обзоре Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления “Сколково”.
“Использование СМП вместо Суэцкого канала снизит выбросы парниковых газов на 23%, а при использовании сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива – на 38%”, – отмечается в обзоре экспертов Сколково, оказавшемся в распоряжении ТАСС.
В среднем перевозка 1 млрд тонн грузов на маршруте Шанхай – Роттердам (10,5 тыс морских миль) приводит к выбросам около 22,3 млн тонн СО2. Использование более короткого маршрута через Северной морской путь (8 тыс морских миль) могло бы снизить выбросы на 5,1 млн тонн.
А при условии использования СПГ в качестве топлива для танкеров – еще на 3,4 млн тонн. В долгосрочной перспективе использование атомного флота и “зеленых” водорода или аммиака в качестве топлива привело бы к снижению выбросов до нуля.
СМП экологичнее, чем маршрут через Суэцкий канал
“Важнейшим элементом развития СМП становится устойчивое позиционирование на долгосрочную перспективу как экологически чистого маршрута”, – отмечают эксперты института. По их мнению, климатическая повестка и энергетический переход во всем мире способствует развитию судоходства на СМП.
В 2020 году по Северному морскому пути было перевезено 32,97 млн тонн грузов. В 2024 году планируется рост объема перевозок до 60-80 млн тонн, в основном за счет развития арктических проектов по добыче СПГ. За горизонтом 2035 года ожидается существенный рост перевозок транзитных грузов за счет перехода на постоянную круглогодичную эксплуатацию маршрута с появлением ледоколов “Лидер” нового поколения.
В “Русатом карго” (входит в Росатом, в ведении которого находится СМП) заявляли, что ситуация в Суэцком канале может серьезно поменять мировую логистику и отношение перевозчиков и грузовладельцев к потенциальным возможностям СМП как альтернативе Суэцкому каналу. :///