К ГТС “Газпрома” получат доступ производители водорода?

Независимые российские производители водорода могут получить прямой доступ к газотранспортной системе (ГТС) “Газпрома”. С таким предложением выступило Министерство экономического развития (МЭР).

ГТС газопровод

Согласно проекту дорожной карты по увеличению экспортного потенциала водородной энергетики РФ, Минэкономразвития предлагает до декабря 2022 года внести изменения в законодательство. Эти изменения предполагают выдачу разрешений на строительство водородных проектов в непосредственной близости к магистральным газопроводам. В том числе при необходимости – в охранной зоне.

Именно транспортировка является одной из самых сложных и дорогостоящих частей водородных проектов. Ее цена может в несколько раз превышать стоимость производства газа, отмечает газета. Подмешивание водорода в общий поток природного газа способно снизить затраты производителей. Это обойдется дешевле строительства отдельного канала.

Правда, как будет обеспечиваться доставка покупателю водорода, смешанного с природным газом, в документе не поясняется. Теоретически водород из смеси можно извлекать на газораспределительных станциях.

Возможно, извлечение и не предполагается. Добавление водорода позволит уменьшить общий углеродный след от сжигания метана. А заплатят за это отдельные потребители в обмен на получение сертификата о том, что они не выбрасывают СО2, пишет издание “Коммерсантъ”.

Россия пока только начинает разрабатывать концепцию развития водородной промышленности. Но уже планирует занять существенную долю на рынке. Замминистра энергетики Павел Сорокин 12 апреля говорил, что к 2050 году страна может экспортировать 7,9–33,4 млн тонн водорода. Основными игроками в перспективе считаются “Газпром”, “Росатом” и “Новатэк”.

 

В Минэнерго видят риски в использовании ГТС под водород

В Минэнерго говорят, что инициатива Минэкономразвития “пока изучается”. Ведь речь идет о сдаче водорода в ГТС и последующей транспортировке метано-водородных смесей. Поэтому в первую очередь необходимо решить вопросы целесообразности.

В частности, насколько целесообразна транспортировка водорода, так как он значительно дороже природного газа. Далее, вопрос экономической оправданности последующего извлечения водорода из смеси. И, наконец, вопрос безопасности эксплуатации ГТС с учетом транспортировки метан-водородной смеси. :///