КНР сумела сделать шаг к сланцевому буму в газовом секторе

В течение первых двух месяцев 2021 года Sinopec удалось ввести в эксплуатацию в КНР 28 новых скважин по добыче сланцевого газа. Нефтегазовый гигант также объявил, что производство газа на ее крупнейшем месторождении Фулин выросла на 20% по сравнению с прошлым годом.

Бурение КНР
Фото: rupec.ru

И, несмотря на недавний обвал цен на нефть и газ, Sinopec сохраняет оптимизм. Ее последним достижением стало завершение первой фазы нового месторождения в Вейронге. Данный проект содержит 1 млрд кубометров “голубого топлива”.

Эта серия прорывов выявляет более глобальную тенденцию: возможную революцию в китайском секторе сланцевого газа. Но насколько реалистичен сланцевый бум в стране, обычно полагающейся на традиционные ресурсы газа?

Доля природного газа в общем потреблении энергии в Китае достигла скромных 8% в 2019 году. Однако ожидается, что этот показатель вырастет в результате стратегии Китая по отказу от угля. Это приведет к росту потребления газа в промышленности и жилищном секторе.

Вдохновленный сланцевым бумом в Соединенных Штатах в 2000-х годах, Китай стремится воспроизвести его у себя. По данным Управления энергетической информации США (EIA), доказанные геологические запасы КНР составляют 31 трлн кубометров. Они являются крупнейшими в мире запасами сланцевого газа.

Будучи второй страной в мире, добившейся коммерциализации сланцевого газа, Китай ожидает роста добычи сланцевого газа в ближайшие годы. И уже планирует добычу 34 млрд кубометров в 2021 году. Для этого он будет полагаться на свой основной актив: бассейн Сычуань. Там предполагается к 2025 году удвоение добычи сланцевого газа.

Пекин вложил большие средства в геологоразведочные проекты. Всего на разведку сланцев было выделено 3,7 млрд долларов . Совсем недавно в КНР также упростились правила в секторе сланцевого газа для привлечения инвестиционных потоков. А производители получили налоговые льготы в размере 30% до 2023 года.

 

КНР долго не могла расширить добычу

Однако долгое время добыча сланцевого газа в Китае была далека от успеха. В частности, производство в бассейне Фулин существенно не развивалось. Расположенное в центре страны, это месторождение было открыто Sinopec в 2014 году. Оно содержало запасы в 2,1 трлн кубометров.

Крупные международные компании, такие как Chevron, BP и Shell, решили рискнуть и принять участие в разработке. Однако, в конце концов, им пришлось отказаться от своих планов, поскольку результаты бурения обманули их ожидания. Масштабная разработка сланцевого газа так и не стала реальностью, хотя добыча в стране медленно набирала обороты.

Одним из объяснений этой череды неудачных попыток является сложная геологическая среда Китая. Резервуары с газом располагаются в среднем на глубине 3,2 тыс метров, а расположены они часто в труднодоступных районах.

Этот барьер в сочетании с риском дефицита воды в регионах добычи увеличил затраты на бурение и препятствовал инвестициям со стороны крупных нефтекомпаний. Также в процессе принятия решений стала возникать обеспокоенность по поводу загрязнения подземных вод химикатами в результате гидроразрыва пласта.

Помимо простого увеличения добычи сланцевого газа, Китай решил воспользоваться этой возможностью для достижения экологических целей. Страна даже приступила к пилотным проектам по производству водорода из сланцевого газа. И Sinopec заявила, что намерена объединить сланцевый бум с 50-процентным снижением метановой массы на своих газовых месторождениях. Это соответствует планам Пекина достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Кроме того, разработка сланцевого газа на внутреннем рынке дает Китаю возможность сократить свои огромные счета за газовый импорт. В частности, КНР намерена отказаться от австралийского СПГ. И заключить крупные контракты на поставку СПГ с лидером рынка Катаром. Недавно ухудшившиеся дипломатические отношения с Канберрой – хорошая причина для того, чтобы Пекин стал более энергонезависимым.

Параллельно с этим разработка сланцевого газа потенциально даст Китаю козырь на переговорах о снижении цен на российский трубопроводный газ и с иностранными поставщиками СПГ. Фактически, по оценкам S&P, спрос на российский газ вырастет на 32% по сравнению с 2020 годом. :///