Чернобыльская АЭС снова стала небезопасна, но есть ньюанс

Ученые зафиксировали ядерные реакции, происходящие под новым конфайнментом, который изолирует разрушенный реактор Чернобыльской АЭС. Об этом сообщает журнал Science.

Украина Чернобыль АЭС

Дело в том, что захороненная урановая топливная масса представляет собой потенциальную опасность. И исследователи пытаются установить, прекратятся ли реакции сами по себе или же потребуются срочные меры.

Как свидетельствует Анатолий Дорошенко из Института проблем безопасности атомных электростанций, датчики отслеживают растущее количество нейтронов. Оно указывает на протекание реакций ядерного деления.

Специалисты не могут исключить новую аварию. Однако поток нейтронов растет медленно, и может пройти несколько лет, прежде чем может реализоваться худший сценарий. За это время ученые постараются придумать меры противодействия угрозе.

Напомним, 26 апреля 1986 года, когда часть активной зоны реактора четвертого блока расплавилась. Урановые топливные стержни, их циркониевая оболочка, графитовые регулирующие стержни и песок, применявшийся для тушения пожара, образовали кориум. Это лавоподобный топливосодержащий материал (ТСМ) или “ядерная лава”.

Он протек в подвальные помещения реакторного зала АЭС, где застыл, образовав “слоновью ногу”. То есть чрезвычайно радиоактивную массу, присутствие рядом с которой в течение 10 минут может оказаться смертельным. В целом, чернобыльский кориум содержит 170 тонн радиоактивного урана. Однако со временем радиоактивность уменьшается.

Проблема заключается в том, что первое изоляционное сооружение, называемое “Укрытием”, позволяло дождевой воде просачиваться внутрь. Вода замедляет нейтроны, повышая вероятность их взаимодействия с ядрами урана. Это приводило к резкому увеличению потока нейтронов в результате распада.

С таким эффектом поначалу справлялись, распыляя нитраты гадолиния, поглощающий нейтроны. Однако спрей не мог проникнуть в подвальные помещения. Считалось, что новый безопасный конфайнмент стабилизирует ситуацию. Но в некоторых местах поток нейтронов все равно продолжил расти. Например, в помещении 305/2, где под завалами похоронены тонны ТСМ, поток нейтронов увеличился вдвое за четыре года.

 

Чернобыльская АЭС не взорвется по второму разу

Модели показали, что рост радиоактивности связан с высыханием ТСМ. Оно парадоксальным способом увеличивает вероятность поглощение ядрами урана свободных нейтронов. Специалисты высказывают опасение, что реакция деления ускорится экспоненциально. А это в итоге приведет к неконтролируемому высвобождению ядерной энергии. В результате может произойти обрушение “Укрытия” и заполнение пространства под конфайнментом радиоактивной пылью.

Например, одна из идей состоит в том, чтобы разработать робота, который сможет выдерживать интенсивное излучение достаточно долго, чтобы просверлить отверстия в ТСМ и вставить баллоны с бором, которые будут поглощать свободные нейтроны.

Ситуацию прокомментировал главный редактор портала Atominfo.ru Александр Уваров. “Никакой реальной, тем более катастрофической опасности ситуация на Чернобыльской АЭС не представляет. И сами украинские ученые это подчеркивают. Ну а нейтроны, как известно, появляются даже в реакциях спонтанного деления ядер природного урана”, — сказал Уваров агентству РИА Новости.

Эксперт обратил внимание на слова в сообщении Института проблем безопасности АЭС, что на данный момент программа мониторинга состояния топливных масс в помещениях аварийного энергоблока, разработанная в институте еще в 2016 году, “не обеспечена соответствующими ресурсами для реализации”.

“Поэтому, на мой взгляд, эта тема с нейтронными потоками возникла в результате, что называется, спора хозяйствующих субъектов, – сказал Уваров. – Ведь до сих пор, как следует из сообщения, украинское правительство не выделило необходимых денег на реализацию программы мониторинга. Предполагаю, что таким образом, а именно через авторитетный журнал Science, украинские ученые попытались широко рассказать о дефиците финансирования их, без преувеличения, очень важной деятельности”. :///