Заявления о том, что “Газпром” начинает производить водород в промышленных масштабах, преждевременны. Это дал понять на пресс-конференции зампред правления компании Олег Аксютин.
“На сегодняшний день инвестиции в инвестиционной программе “Газпрома” на создание мощностей водорода нет. Сейчас все эти работы находятся на уровне НИОКР”, — пояснил Аксютин.
В частности, “Газпром” сотрудничает Томским и Самарским государственными университетами. Тема сотрудничества – получение водорода методом пиролиза без выделения CO2. “У нас есть также работы, которые мы ведем с ОДК, по созданию серийной установки получения метановодорода на объектах”, — добавил зампред правления холдинга.
Кроме того, “Газпром” работает над водородными проектами и с Германией. Однако речь пока также идет о “пилотах”. “В том числе изучаются условия хранения водорода, возможности транспортировки по газопроводам. Пока полностью ясные ответы еще не получены”, – рассказал Аксютин.
“Второе направление — это вопрос получения водорода традиционным методом с захоронением CO2. Действительно, в рамках Российско-Германского сырьевого форума такие обсуждения состоялись”, — уточнил зампред правления.
Топ-менеджер подчеркнул, что для выхода на экономически обоснованный проект сейчас нужно понимание очень многих нюансов. Например, наличие или отсутствие необходимости в разработки новых материалов, унификации регуляторики и другое.
“Газпром” не спешит по объективным причинам
“Конечно, я понимаю, хочется, чтобы все это быстро шло, развивалось. Но на самом деле и газовая система не сразу создавалась. Шаг за шагом, поэтапно, с отдельных газопроводов, с отдельных свойств газа”, – указал Аксютин.
“Примерно этим же путем мы и идем. Может быть быстрее, конечно, учитывая опыт по метану, но его надо пройти. По-другому просто, наверное, не получится, не понимая всего того, что несет в себе водород”, — подчеркнул зампред правления “Газпрома”.
При этом раньше он говорил, что “Газпром” считает перспективным азиатское направление экспорта водорода. “Особый интерес представляет возможность производства водорода на территории Дальнего Востока России методом парового риформинга метана. С дальнейшем обеспечением улавливания и захоронения диоксида углерода и последующим экспортом Н2 в страны-потребители – Японию, Южную Корею, Китай”, – отметил Аксютин.
“По азиатскому направлению целесообразно рассмотрение возможностей поставок водорода в различном виде на экспорт авто-, морским и железнодорожным транспортом. Для этого необходимо создание соответствующей законодательной базы. А также развитие технологий транспортировки”, – добавил топ-менеджер. :///