Альянс ОПЕК+ решил действовать, как было задумано

Министры стран ОПЕК+ решили пока ничего не менять в планах по наращиванию добычи нефти. Увеличение темпов вакцинации, несмотря на продолжающиеся локдауны, дает надежду на более скорое восстановление спроса. А перспективы наращивания добычи нефти в Иране, пока находящемся под санкциями, неясны.

ОПЕК+
Фото: iraneconomist.com

Еще в начале апреля страны ОПЕК+ решились восстанавливать добычу, как это и было задумано в январе 2021 года. В мае альянс запланировал рост производства нефти на 350 тыс баррелей в сутки. В июне – на 350 тыс баррелей в день, а в июле – на 441 тыс баррелей в сутки.

Однако поскольку данное решение было принято на фоне падающего спроса, было договорено собираться каждый месяц всем составом и корректировать решения в случае необходимости. Во вторник решения были подтверждены, так же, как и месяцем ранее.

Оба лидера сделки – и Россия, и Саудовская Аравия – признали, что на рынке, несмотря на серьезное улучшение, все еще присутствуют “облака” и “риски высокой неопределенности”. Но коммерческие запасы нефти уже в июне приближаются к среднему уровню за 2015-2019 годы. Это является мерилом эффективности соглашения ОПЕК+.

Как отметил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман, рынок принял увеличение добычи. Картина спроса демонстрирует признаки улучшения на рынке, значит “решение было правильным”. “Однако, на горизонте все еще видны облака, поэтому нам нужно продолжать консультироваться и пристально мониторить рыночные показатели и действовать проактивно для обеспечения рыночной стабильности”, – заметил он.

Вице-премьер РФ Александр Новак в свою очередь заметил, что, “несмотря на значительное улучшение ситуации по сравнению с кризисной ситуацией, которая наблюдалась год назад, мы видим, что сегодня снизились и запасы достаточно, и вырос спрос, стабилизировались цены, тем не менее, мы видим, в том числе, и что по-прежнему есть риски высокой неопределенности”.

 

ОПЕК+ справляется со своими задачами

“Мы оценили текущую ситуацию на рынке и прогнозы до конца года. В рамках нашей сессии были повышены прогнозы роста мирового ВВП – до 5,5%. Были повышены прогнозы по росту спроса на нефть в мире. И этот спрос, по нашим оценкам, в 2021 году будет составлять 6 млн баррелей в сутки. В начале года мы планировали где-то около 5-5,5 млн баррелей в день. Уже несколько месяцев наблюдается более быстрое восстановление потребления нефти и нефтепродуктов. В частности, авиационные перевозки на сегодня вышли на уровень 65-70% от докризисного уровня. Автомобильные вышли на уровень 100% от докризисного, в России даже выше – почти 103-105%”, – сказал российский вице-премьер.

“На рынке уже несколько месяцев мы наблюдаем баланс спроса и предложения, в первую очередь благодаря тому соглашению, которое действует в течение года, когда с рынка были сняты значительные объемы. И это позволило снизить излишки запасов с 260 млн баррелей до 34 млн баррелей. Мы ожидаем, что в июне выйдем на средний пятилетний уровень. Те цены, которые мы сегодня наблюдаем на рынке, они более-менее стабильны на протяжении последних нескольких месяцев. Это говорит о том, что постепенно идет увеличение спроса, добычи, восстанавливается рынок и ситуация на рынке сбалансирована”, – добавил Новак.

Основным фактором неопределенности, который мог бы позволить спекулировать насчет возможного сдерживания роста добычи, на сегодня считалась возможность наращивания добычи Ираном. Сейчас активно обсуждается перспектива снятия со страны нефтяных санкций США.

Однако технический комитет ОПЕК+ не посчитал этот фактор определяющим на данный момент. “Мы ожидаем, что предполагаемое возвращение иранского производства и экспорта на мировой рынок будет происходить упорядоченным и прозрачным образом, тем самым поддерживая относительную стабильность, которой мы упорно добивались с апреля прошлого года”, – комментировал итоги технического комитета ОПЕК+ (JTC) генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо.

Принц Абдулазиз был более категоричен. По его словам, министры альянса не обсуждали иранский фактор ни на министерской встрече, ни даже на мониторинговом комитете ОПЕК+. Министр сказал, что пока нет ясности относительно возвращения иранской нефти на рынок, отметив, что текущая ситуация на рынке позволяет странам-участницам сделки проводить действия, запланированные на июль. :///