Технология сжижения газа “Арктический каскад” должна стать жемчужиной в короне проекта “Ямал СПГ”. Однако “Новатэк”, разработавший технологию, до сих пор не может запустить производственную линию на ее основе.
“Арктический каскад” призван снизить затраты на сжижение за счет использования естественного холодного климата. Обычный терминал СПГ использует три цикла сжатия с использованием пропана, этилена и метана в качестве хладагентов.
А технология “Новатэка” предусматривает первичное выделение этана из природного газа для того, чтобы использовать его в качестве хладагента в первом цикла сжижения. Второй цикл выполняется с охлажденным азотом в качестве хладагента. Таким образом, утверждает компания, российские компании в Арктике могут сэкономить на энергозатратах за счет использования арктических температур.
Первый в России арктический проект “Ямал СПГ” спроектирован и разработан франко-японским консорциумом Technip, JGC и Chiyoda с использованием технологии сжижения, предоставленной Air Products. Что касается соблюдения сроков проекта, запуск первых трех линий сжижения стал бесспорным успехом.
Третья линия была запущена в декабре 2018 года на двенадцать месяцев раньше запланированного срока. В результате общая производственная мощность достигла 16,5. млн тонн СПГ в год.
Однако последний элемент головоломки “Ямал СПГ” по-прежнему отсутствует. Четвертая линия должна была быть построена по технологии “Арктический каскад”. Правда ее паспортная мощность составляет 0,94 млн тонн в год. То есть почти в шесть раз ниже, чем у “обычных” линий.
Первый реальный крайний срок был первоначально установлен на IV квартал 2019 года. Однако он был перенесен на II квартал 2020 года, затем на III квартал и так далее. Короче говоря, “Арктический каскад” еще далек от запуска. Причины задержки не разглашаются. В сообщениях российских СМИ прямо говорится, что остается фундаментальная проблема, которую еще предстоит решить.
“Арктический каскад” тормозит создание “Обского СПГ”
Что это будет значить для “Новатэка” в ближайшем будущем? Строящийся “Арктик СПГ-2” по-прежнему будет работать на технологии сжижения, которую проектная компания купила у Linde. Предполагается, что в 2023–2024–2026 годах будут запущены три технологические линии по сжижению газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая.
А вот с “Обским СПГ” пока ничего не ясно. Это должен был быть первый собственный проект “Новатэка” с использованием отечественной технологии сжижения, чтобы минимизировать технологическое воздействие на фоне санкций США и ЕС.
“Обский СПГ” проектировался с целью использования “Арктического каскада” в качестве базовой технологии сжижения. Первоначально предполагалось, что проект будет иметь три технологические линии мощностью 1,6 млн тонн в год каждая. И таким образом он станет первым в России СПГ-терминалом полностью собственной разработки. Но технология пока не работает.
Двухлетняя задержка с вводом в эксплуатацию “Арктического каскада” спровоцировала первые кадровые изменения в высшем эшелоне управления. Сообщается, что Евгений Кот, руководитель проектной компании “Ямал СПГ”, будет уволен. Руководство “Новатэка” недовольно прогрессом в строительстве четвертой линии. Это серьезное развитие событий, учитывая, что Кот работает в компании почти два десятилетия. И уже семь лет возглавляет “Ямал СПГ”.
Тем временем, даже если “Обский СПГ” будет запущен, последствий задержки с “Арктическим каскадом” не избежать. В первую очередь, маловероятно, что “Обский СПГ” будет спроектирован и построен исключительно на основе российских технологий. Потенциально подтверждая такие опасения, “Новатэк”, как сообщается, обратился к иностранным производителям турбин. Отечественным поставщикам просто не хватает ноу-хау для создания фитингового оборудования для “Обского СПГ”.
Во-вторых, совокупность разработок, связанных с СПГ, предвещает, что стремление России к импортозамещению, скорее всего, станет причиной локализации иностранных технологий. А не переломным моментом в отрасли, когда отечественные компании станут производить оборудование эквивалентного или более высокого качества. :///