Сможет ли Иран поднять добычу до 6 млн баррелей в день

После трехлетнего перерыва Иран готовится официально вернуться в ряды экспортеров нефти. Возможно, уже в 2021 году, если Тегеран и Вашингтон смогут заключить новую ядерную сделку. Насколько может увеличиться добыча Исламской Республике?

Иран санкции добыча

Ранее министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане говорил, что его самой большой мечтой было увеличить добычу нефти в стране до 6 млн баррелей в сутки. Очевидно, что такой уровень производства вызовет значительные колебания на тонко сбалансированных рынках нефти. Но насколько реалистичны эти нефтяные амбиции Ирана?

Что произойдет, когда Иран согласится зафиксировать новое ядерное соглашение? Может, и ничего особенного, по крайней мере, в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Ни для кого не секрет, что Иран обходит санкции США, тайком продавая нефть Китаю.

Косвенные данные позволяют предположить, что иранский экспорт нефти и так уже достаточно высок. А это означает, что мы не увидим значительного увеличения поставок, даже если санкции будут сняты. Согласно оценкам ОПЕК, в феврале добыча нефти в Исламской Республике составила 2,14 млн баррелей в день, а экспорт – 825 тыс баррелей в сутки. Для сравнения, в 2017 году Иран добывал 3,79 млн баррелей в сутки, а экспортировал 2,12 млн баррелей.

 

Иран никогда не добывал больше 4 млн баррелей в сутки

Так что теоретически Тегеран может более чем вдвое увеличить поставки сырья. Но никакой особой опасности для баланса мирового рынка этот рост не представляет. Поскольку Китай с удовольствием купит большую часть этой нефти. Особенно с учетом того факта, что Иран продает ее китайским нефтеперерабатывающим заводам с большой скидкой.

А что касается увеличения добычи нефти с нынешних 2,4 млн баррелей до 6 млн баррелей в сутки, то эта мечта Зангане нереализуема в обозримом будущем. За последние четыре десятилетия Тегеран не смог адекватно реинвестировать доходы от нефти в свои производственные мощности или диверсифицировать экономику. Фактически, с момента революции 1979 года Исламская Республика никогда не могла производить более 4 млн баррелей в сутки.

Еще больше усложняет ситуацию то, что иностранные инвесторы в основном держались подальше от экономики Ирана в течение тех же 40 лет. При этом государство тратит более 50 млрд долларов в год на субсидирование национального рынка топлива. В результате иранцы пользуются самым дешевыми бензином и электроэнергией в мире. Но за это приходится расплачиваться высокой безработицей и инфляцией, так как иранская экономика слишком сильно зависит от нефтедолларов. :///