Мировые НПЗ в ближайшее время окажутся убыточными

Мировая нефтепереработка (НПЗ) в краткосрочной перспективе будет испытывать серьезные трудности. Низкая маржа и структурный избыток производственных мощностей – вот ближайшие вызовы, стоящие перед отраслью.

США НПЗ
Фото: upenn.edu

Но есть две другие проблемы, которые нефтепереработчикам необходимо преодолеть, если они хотят оставаться актуальными, несмотря на энергопереход, отмечает консалтинговая компания Wood Mackenzie. Глобальная маржа переработки сейчас выше, чем в то же время в прошлом году. Но она по-прежнему значительно ниже пятилетних средних показателей. “Кроме того, маркетинговый бизнес с точки зрения объемов также не так силен”, – отметила главный финансовый директор Royal Dutch Shell Джессика Уль.

В этом году маржа НПЗ несколько улучшилась благодаря восстановлению спроса на бензин в Китае и США. Но процесс был неравномерным. По данным Wood Mackenzie, мировой спрос на авиакеросин по-прежнему отстает от восстановления спроса на бензин, заставляя нефтепереработчики смешивать авиакеросин с дизельным топливом. Это увеличивает предложение дизельного топлива и снижает маржу.

“Глобальная композитная маржа в этом году в среднем составляет 1,8 доллара на баррель. Это менее половины от среднего пятилетнего показателя в 4,25 доллара на баррель. С открытием новых нефтеперерабатывающих заводов на Ближнем Востоке и в Азии мы не ожидаем восстановления маржи переработки в следующем году”, – пояснил Алан Гелдер, вице-президент WoodMac по анализу нефтепереработки.

Избыточные производственные мощности в отрасли приводят к снижению глобальных показателей рентабельности. Wood Mackenzie ожидает, что этот ключевой показатель составит в 2021 году в среднем чуть более 75%. Хотя он будет выше, чем во II квартале 2020 года, когда он составлял 68%. И данный показатель все еще ниже среднего на уровне 80% за пять лет до этого.

 

НПЗ не смогут вернуться к серьезной прибыльности

WoodMac отмечает, что если мировая нефтеперерабатывающая промышленность не увидит дальнейших масштабных мероприятий по рационализации, этот сектор может никогда не вернуться к 80-процентной загрузке мощностей. Текущий кризис представляет собой реальную угрозу для небольших и менее эффективных нефтеперерабатывающих заводов в Европе и Азии.

Даже крупные нефтяные компании признают, что некоторые НПЗ стали экономически невыгодными из-за жесткой региональной конкуренции и ожиданий снижения спроса на топливо в долгосрочной перспективе. Например, ExxonMobil и BP объявили о закрытии своих НПЗ в Австралии, теперь они планируют превратить их в терминалы для импорта топлива.

Согласно анализу Wood Mackenzie, проведенному в середине прошлого года, в Европе перерабатывающие мощности в объеме 1,4 млн баррелей в сутки находятся под серьезной угрозой закрытия не позднее 2023 года. :///