Иран планирует на этой неделе отправить груз нефти с терминала Яск в Оманском заливе. Это станет первой экспортной поставкой Тегерана не через Ормузский пролив.
“Танкер прибыл в Яск, и мы ожидаем, что операции по отгрузке тяжелой нефти начнутся в понедельник в полдень”, – сказал государственному информационному агентству Исламской Республики директор нефтяного терминала Вахид Малеки. Он не уточнил ни размер груза, ни его пункт назначения.
Экспортный 42-дюймовый нефтепровод пролег на 1,1 тыс километров от основных нефтяных месторождений Ирана через город Гор в сельском округе Шоайбие-Йе Гарби провинции Хузестан до порта Яск в провинции Хормозган в Оманском заливе.
Нефтепровод Гор-Яск также даст Ирану возможность в случае необходимости блокировать ключевой маршрут транзита нефти – Ормузский пролив. И при этом не перекрыть собственный экспорт. Порт Яск на берегу Оманского залива дает свободный выход в любую точку мира.
На начальных этапах эксплуатации трубопровод будет транспортировать около 350 тыс баррелей сырой нефти в день. Через месяц его мощность увеличится 460 тыс баррелей в сутки тяжелой нефти и 254 тыс баррелей легкой. После трех месяцев удовлетворительной работы на этих уровнях объемы транспортировки повысятся до 1 млн баррелей в сутки.
Какие месторождения будут снабжать нефтепровод Гор-Яск
На первых двух этапах эксплуатации основное внимание будет уделяться транспортировке нефти из кластера нефтяных месторождений в регионе Западный Карун. Эти объемы прокачки вполне реальны, поскольку данный кластер включает Северный и Южный Азадеган, Северный и Южный Яран.
При средней скорости извлечения в настоящее время всего около 4,5% (по сравнению с более чем 50% на аналогичных месторождениях в Саудовской Аравии) потенциал для резкого увеличения добычи на этих месторождениях огромен. Особенно потому, что они не являются геологически сложными структурами для эксплуатации.
После прибытия в Яск нефть будет храниться в одном из 20 резервуаров. Каждый из которых может вместить 500 тыс баррелей, то есть всего 10 млн баррелей. На втором этапе общая емкость хранилищ будет увеличена до 30 млн баррелей.
Отгрузка будет осуществляться с трех терминалов одноточечной швартовки. Их расположат достаточно далеко от берега, чтобы с их помощью можно было загружать супертанкеры класса VLCC. Причем, в планах есть расширение мощностей для обеспечения дальнейшей транспортировки различных нефтяных добавок и нефтехимических продуктов, пользующихся особым спросом в Азии. :///