Запрет на экспорт бензина поможет, но очень ненадолго

Запрет на экспорт бензина будет иметь положительный эффект, но ненадолго. Об этом заявил журналистам зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев.

Экспорт нефти нефтепродукты пошлина
Фото: angi.ru

Глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов ранее заявил, что рост биржевых цен на бензин не окажет значительного влияния на розницу. Но если оптовые цены сохранятся на рекордном уровне, то на этой неделе будет запущен процесс запрета его экспорта. Помимо этого, будут рассмотрены соглашения с нефтяниками и повышение норматива биржевых продаж до 15%.

“Безусловно, на какой-то промежуток времени запрет экспорта бензина, если это будет воплощено на практике, даст некоторый “стабилизирующий эффект” на цены. Но этот эффект будет носить исключительно временный характер и не сможет изменить общую ситуацию на рынке”, — заявил Васильев журналистам.

Сенатор отметил, что даже небольшой рост цен на бензин и солярку очень серьезно ощущают в первую очередь сельхозпроизводители в период уборки урожая. И государство чаще всего покрывает эту разницу дополнительными госсубсидиями.

В настоящее время, подчеркнул замглавы комитета, нужно использовать традиционные методы госпомощи сельхозпроизводителям, а на будущее предусмотреть экономические инструменты большего влияния на биржи в случаях возникновения действительно критических ситуаций, как, к примеру, дефолт или природные аномалии в массовом формате. “Чтобы в экстремальных ситуациях заморозить цены на бензин, например”, — пояснил Васильев.

 

Запрет на экспорт вообще не поможет

Между тем член правления Независимого топливного союза (НТС) и глава аналитического центра Григорий Баженов считает, что запрет на экспорт бензина вовсе не даст никакого эффекта. “Я сомневаюсь, что это каким-то образом серьезно повлияет на ситуацию. Самая главная задача — это перенаправить объемы с распределения через мелкий опт на биржу”, — отметил Баженов.

Проблем с обеспеченностью топливом на внутреннем рынке, по его словам, нет. А на экспорт в силу рыночных факторов идут профицитные объемы — 10% бензина и около 50% дизеля. Однако в оптовом сегменте жесткая концентрация. “У нас порядка пяти компаний занимают 80% рынка… Нужно вместо очень маленьких нормативов продаж на бирже, которые сейчас есть в 11,5% по бензину и 7,5% по дизельному топливу, поставить, например, половину от общего производства”, — считает Баженов. Такой вариант мог бы обеспечить более открытый доступ для всех участников рынка.

Аналогичным образом, если запрещенный для экспорта бензин не пойдет в обязательном порядке на биржу, то ситуация с ростом котировок на бирже глобально не изменится, уверен эксперт. И эти объемы уйдут в запасы. “Это просто бессмыслица, не более того”, — подчеркнул Баженов. :///