Минэнерго предложило ускорить введение запрета на экспорт бензина

Минэнерго предложило правительству в ускоренном порядке начать запуск процедуры запрета на  экспорт бензина. Об этом говорится в сообщении ведомства.

нефть цистерны США НПЗ экспорт

Ранее вице-премьер Александр Новак сообщил, что вариант запрета экспорта все еще рассматривается. Такой шаг он объяснил ростом спроса из-за рекордных биржевых цен и необходимостью обеспечить внутренний рынок.

Минэнерго, по словам министра Николая Шульгинова, рассматривает возможность введения запрета на экспорт горючей смеси при сохранении рекордных биржевых цен на нее. Решение должны принять после завершения торгов 30 июля, уточнил он. А ограничения могут продлиться минимум три месяца. После заявлений министерства стоимость бензина на бирже перешла к снижению.

Между тем зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев считает, что запрет на экспорт бензина будет иметь положительный эффект, но ненадолго. “Безусловно, на какой-то промежуток времени запрет экспорта бензина, если это будет воплощено на практике, даст некоторый “стабилизирующий эффект” на цены. Но этот эффект будет носить исключительно временный характер и не сможет изменить общую ситуацию на рынке”, — заявил Васильев журналистам.

Сенатор отметил, что даже небольшой рост цен на бензин и солярку очень серьезно ощущают в первую очередь сельхозпроизводители в период уборки урожая. И государство чаще всего покрывает эту разницу дополнительными госсубсидиями.

В настоящее время, подчеркнул замглавы комитета, нужно использовать традиционные методы госпомощи сельхозпроизводителям. А на будущее предусмотреть экономические инструменты большего влияния на биржи в случаях возникновения действительно критических ситуаций, как, к примеру, дефолт или природные аномалии в массовом формате. “Чтобы в экстремальных ситуациях заморозить цены на бензин, например”, — пояснил Васильев.

 

Запрет на экспорт вообще не поможет

А член правления Независимого топливного союза (НТС) и глава аналитического центра Григорий Баженов считает, что запрет на экспорт бензина вовсе не даст никакого эффекта. “Я сомневаюсь, что это каким-то образом серьезно повлияет на ситуацию. Самая главная задача — это перенаправить объемы с распределения через мелкий опт на биржу”, — отметил Баженов.

Проблем с обеспеченностью топливом на внутреннем рынке, по его словам, нет. А на экспорт в силу рыночных факторов идут профицитные объемы — 10% бензина и около 50% дизеля. Однако в оптовом сегменте жесткая концентрация. “У нас порядка пяти компаний занимают 80% рынка… Нужно вместо очень маленьких нормативов продаж на бирже, которые сейчас есть в 11,5% по бензину и 7,5% по дизельному топливу, поставить, например, половину от общего производства”, — считает Баженов. Такой вариант мог бы обеспечить более открытый доступ для всех участников рынка.

Аналогичным образом, если запрещенный для экспорта бензин не пойдет в обязательном порядке на биржу, то ситуация с ростом котировок на бирже глобально не изменится, уверен эксперт. И эти объемы уйдут в запасы. “Это просто бессмыслица, не более того”, — подчеркнул Баженов. :///