Пограничный углеродный налог ЕС попахивает протекционизмом

Год назад пограничный налог на выбросы углерода была скорее гипотетической идеей, чем реальным планом. Но год назад ЕС еще не ужесточил свою и без того жесткую политику по сокращению выбросов.

Зеленая сделка ЕС углеродный налог
Фото: tbn-tv.com

Это вынудило ряд предприятий в сильно загрязняющих отраслях инвестировать в сокращение выбросов. Теперь у нас есть совершенно новый Механизм регулирования углеродных границ ЕС и предложение о пограничном налоге на выбросы углерода в Соединенных Штатах. Также говорят о других странах.

Но случай США особенно интересен. Вашингтон быстро отреагировал на идею ЕС о приграничном налоге на выбросы углерода в начале этого года, когда она впервые была озвучена. И эта реакция была, хотя и вежливой, но не совсем положительной. Фактически, никто иной, как посланник президента Байдена по климату Джон Керри предупреждал ЕС, что пограничный налог на выбросы углерода должен быть лишь крайней мерой.

А в середине июля группа демократов в Конгрессе уже разрабатывала планы пограничного углеродного налога для определенных импортных товаров, таких как сталь. По мнению авторов законопроекта, этот налог уравняет правила игры для американских производителей, которые подпадают под более строгие правила по выбросам углерода.

Идея ЕС о приграничном налоге на выбросы углерода, кстати, также возникла после сопротивления со стороны отраслей, которые могут потерять конкурентоспособность. Их продукция становится дороже, чем импорт, из-за жесткого регулирования выбросов ЕС. На первый взгляд, Механизм регулирования углеродной границы может убить двух зайцев одним выстрелом. С одной стороны, помочь европейским производителям стали и другим крупным эмитентам CO2 сделать производство экологичнее. А с другой – сократить так называемую утечку углерода от иностранных производителей, взимая налог на их экспорт в ЕС.

 

Углеродный налог ЕС нарушает правила ВТО, уверены в Китае

Но пограничные углеродные налоги также потенциально проблематичны. Неудивительно, что Китай раскритиковал идею Европейской комиссии, заявив, что она нарушает правила Всемирной торговой организации. “Такой налог, по сути, является односторонней мерой по распространению проблемы изменения климата на торговый сектор. Он нарушает принципы ВТО и будет серьезно подрывать взаимное доверие в мировом сообществе, а также перспективы экономического роста”, – подчеркнули в Министерстве экологии и окружающей среды КНР.

Представитель министерства также разъяснил агентству Reuters официальную позицию Китая по сокращению выбросов углерода. А именно, что предпринимаемые в этом отношении усилия должны соответствовать уровню экономического развития страны. Это, безусловно, веский аргумент. Развивающиеся страны часто больше полагаются на обрабатывающую промышленность и загрязняющие окружающую среду отрасли для своего экономического роста, чем развитые. Китай, безусловно, является крупнейшим среди этих производителей. Таким образом, он больше всех потеряет от любых пограничных налогов на выбросы углерода.

Пограничный углеродный налог, предложенный США, также имеет тревожный аспект. Эмили Мередит из Energy Intelligence считает, что “защита рабочих мест”, о которой говорится в законопроекте, попахивает протекционизмом. В законопроекте также говорится: “Закон о конкуренции 2021 года защитит рабочие места в США, снизит зависимость от иностранных источников энергии и будет стимулировать климатические инновации и устойчивость”. Снижение зависимости от иностранных источников энергии также можно рассматривать как протекционистские меры.

Торговый аспект пограничных углеродных налогов, безусловно, станет одним из камней преткновения в международных отношениях в будущем. Неслучайно некоторые эксперты выступают за согласованные глобальные усилия в этом отношении. Однако успех таких усилий весьма сомнителен по причинам, упомянутым Китаем: усилия по борьбе с изменением климата зависят от уровня развития страны. :///