Оптовые цены на бензин Аи-92 больше расти не могут

Оптовые цены на бензин Аи-92 на бирже, вероятнее всего, больше расти не будут. Такой вывод можно сделать из результатов исследования группы “Петромаркет”.

СПБ биржа дизтопливо бензин
Фото: oilcapital.ru

“Потенциал роста стоимости Аи-92 на российском рынке, скорее всего, исчерпан. За прошедшие дни августа средний территориальный биржевой индекс первичного рынка Аи-92 в европейской части России составил 57 450 рублей за тонну. Если средняя отпускная цена НПЗ, расположенных в европейской части страны, на 92-й бензин в августе поднимется еще хотя бы на 80 рублей за тонну относительно указанного выше значения, она окажется на 10% выше базовой цены, используемой в формуле расчета “демпфера” (52 300 рублей за тонну)”, – говорится в докладе.

Эксперты подчеркивают, что в этом случае по налоговому кодексу России НПЗ в августе лишатся демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефть. “Маловероятно, что производители позволят своим отпускным ценам на Аи-92 подняться выше уровня, обнуляющего “демпфер”, – добавляют они.

Согласно их расчетам, чтобы компенсировать выплату демпфера им пришлось бы поднять отпускные цены на автобензин обеих марок примерно на 14 000 рублей за тонну. А дизтоплива – на 2 500 рублей за тонну. “Но даже если бы им это удалось, потери в чистой марже нефтепереработки от обнуления “демпфера”, по нашим оценкам, составили бы порядка 30% для НПЗ, ориентированных на выпуск автобензина. И порядка 20% для НПЗ, ориентированных на выпуск дизтоплива”, – заметили в “Петромаркете”.

 

Цены на бензин сдерживают демпфером

В настоящий момент топливный рынок регулируется, в том числе, демпфирующим механизмом. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае – нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Ранее аналитик УК “Альфа-капитал” Денис Бадьянов объяснил, почему цены на бензин непрерывно растут. “Формирование цен на бензин происходит за счет сложения различных видов расходов игроков нефтяного рынка. Порядка 60% приходится на налоговые отчисления и акцизы. До 10% остается прибылью производителей. Примерно столько же уходит в прибыль АЗС, а остальные расходы – это себестоимость производства и прочие издержки”, – сказал эксперт.

Бадьянов уточнил также, с чем связан рост стоимости бензина на российском рынке в этом году. По его словам, на это мог повлиять эффект отложенного спроса в сфере туризма из-за серьезного сокращения потребления топлива в ковидный 2020 год. Спрос на топливо снизился из-за карантинных ограничений, а после их частичного снятия россияне не спешили совершать перелеты на курорты. Однако позже программа туристического кэшбека стимулировала увеличение запросов на отдых. И покупатели стали активнее приобретать билеты. А авиакомпании – вводить дополнительные рейсы, что привело к большему потреблению топлива и росту цен на него.

“Также энергоносители были нужны производствам, сельскому хозяйству и другим отраслям экономики. Еще одна статья потребления – это мировой рынок, где сейчас держатся довольно высокие цены на топливо, порядка 70-75 долларов за баррель. Так как производители стараются продавать нефть по привлекательной цене, на российском рынке топлива становится мало”, – добавил аналитик. :///