Цена на бензин на российских АЗС была бы намного выше нынешней, если бы не было демпфера. Такое мнение выскзал замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин.
Так называемый демпфирующий механизм призван сдерживать цены на бензин на внутреннем рынке России. В общих чертах, если экспортная цена топлива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей “сверхприбыли” от внутренних продаж топлива.
“Сейчас демпфер компенсирует почти 20 тыс рублей на тонну бензина. То есть около 15 рублей за литр. Настолько выше была бы цена на заправке, если бы не данный механизм”, — пояснил Сорокин в интервью агентству Reuters. Кстати, по данным Росстата, розничные цены на бензин в России в январе-июле выросли на 5,24%. В то же время общая инфляция в стране за этот период составила 5,88%. В итоге на 2 августа средняя розничная цена на бензин составляла 48,55 рубля за литр.
Цены на бензин в России непрерывно растут
Ранее аналитик УК “Альфа-капитал” Денис Бадьянов пояснил, почему цены на бензин в России постоянно повышаются. “Формирование цен на бензин происходит за счет сложения различных видов расходов игроков нефтяного рынка. Порядка 60% приходится на налоговые отчисления и акцизы. До 10% остается прибылью производителей. Примерно столько же уходит в прибыль АЗС, а остальные расходы – это себестоимость производства и прочие издержки”, – сказал эксперт.
Бадьянов уточнил также, с чем связан рост стоимости бензина на российском рынке в этом году. По его словам, на это мог повлиять эффект отложенного спроса в сфере туризма из-за серьезного сокращения потребления топлива в ковидный 2020 год. Спрос на топливо снизился из-за карантинных ограничений, а после их частичного снятия россияне не спешили совершать перелеты на курорты.
Однако позже программа туристического кэшбека стимулировала увеличение запросов на отдых. И покупатели стали активнее приобретать билеты. А авиакомпании – вводить дополнительные рейсы, что привело к большему потреблению топлива и росту цен на него.
“Также энергоносители были нужны производствам, сельскому хозяйству и другим отраслям экономики. Еще одна статья потребления – это мировой рынок, где сейчас держатся довольно высокие цены на топливо, порядка 70-75 долларов за баррель. Так как производители стараются продавать нефть по привлекательной цене, на российском рынке топлива становится мало”, – добавил аналитик. :///