Запредельно высокие цены на газ в Европе стали результатом дефицита сжиженного природного газа. Такое мнение высказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
“Ключевая причина высоких цен в Европе заключается… в том, что на рынок ЕС, который сами европейцы оценивали как очень конкурентный, нынешним летом не пришли нужные объемы СПГ”, — пояснил эксперт агентству РИА Новости.
Кроме того, важным фактором краткосрочного повышения европейских цен на газ, согласился Симонов, стала авария на заводе “Газпрома” под Новым Уренгоем. Также на рост цен, по его словам, повлияли слишком незначительные объемы газа в хранилищах и холодная зима, сменившаяся теплым летом.
“При этом отказ “Газпрома” от прокачки сверхлимитных объемов, предложенных Украиной, стал дополнительным фактором, но не основным”, — добавил Симонов. В начале августа стало известно, что “Газпром” на прошедших в Европе аукционах не стала бронировать дополнительные мощности для транзита через Украину, а также через Польшу, по газопроводу “Ямал-Европа”. Как пояснил “Газпром”, пока он обеспечен мощностями для транспорта газа в Европу. И при этом имеет возможность дополнительного бронирования на будущих аукционах.
“Если мы рассматриваем европейский рынок газа все-таки как рынок конкурентный, то снижению цен может способствовать исключительно использование всех возможных маршрутов. Чем больше будет у производителей возможностей по доставке, тем они смогут активнее этим пользоваться”, — также отметил глава фонда.
“Газпром” мог бы поставлять Европе газ в повышенных объемах
Если “Газпром” использовал бы “Северный поток-2”, то у компании была бы “гибкость с точки зрения объемов поставок”. “А самое главное – у него был бы маршрут, который позволил бы ему поставлять газ по гораздо более дешевому тарифу, он бы на этом экономил”, — также сказал Симонов. Помимо этого он объяснил, что “Газпрому” экономически невыгодно прокачивать газ через Украину сверх лимита, тогда компания переплачивала бы по тарифу.
Эксперт отметил, что еще до пожара на Уренгойском заводе “Газпром” “начали аккуратно обвинять в том, что он не задействует украинский транзит на полную мощность и, соответственно, не собирается заполнять европейский рынок газом”.
При этом у российского холдинга есть контракт с Украиной, согласно которому сверхлимитное использование этой мощности приводит к дополнительным платежам. Контракт фиксирует гарантированные ежемесячные объемы. За недоборы по ним необходимо платить штрафы, а за переборы — по “особому тарифу, который является абсолютно нерыночным”, добавил Симонов.
“Украине кажется, что во всем виноват “Газпром”… Европейцам, если они действительно хотели бы, чтобы у них рынок был сбалансирован, надо было надавить на Украину для того, чтобы она предоставила “Газпрому” особые цены, — подчеркнул глава фонда. – А почему, собственно, “Газпром” должен был использовать сверхлимитные возможности украинской системы, за которые он должен был переплачивать с точки зрения тарифа?”
“Газпром” выполняет все свои контракты, закрывает все объемы. Но, да, он сверхлимитный газ не гнал и не закачивал в хранилища, потому что ему это невыгодно… нет смысла по текущим контрактным тарифам качать сверхлимитный газ”, — резюмировал Симонов. :///