Эксперт: Износ украинской ГТС скоро достигнет предела

Износ украинской газотранспортной системы (ГТС) скоро достигнет предела. Об этом заявил главный редактор аналитического журнала “Геоэнергетика Инфо” Борис Марцинкевич.

ГТС Украины
Фото: 3mv.ru

“Последний технический аудит ГТС Украины проводился немецкими специалистами в 2015 году. На тот момент они оценили степень амортизации (износа) в 85%. По предварительной оценке, на то, чтобы привести ее в соответствие с современными нормами требуется около 12 млрд евро”. – рассказал Марцинкевич.

“Прошло еще шесть лет. Из того что известно нам как сторонним наблюдателям, из источников внутри Украины – что из 100% выделяемых на планово-предупредительные ремонты доходит 30%. В каком состоянии система сейчас пребывает, сказать очень сложно”, – отметил эксперт.

Украинская ГТС, через которую в 1991 году перекачивалось 140 млрд кубометров газа в год, сегодня работает на 40 млрд, напомнил эксперт. В результате, по словам Марцинкевича, вышедшие из строя агрегаты и узлы не ремонтировались, а просто переставлялись с незадействованных участков газопроводов.

“Из-за того, что она недозагружена, если что-то из строя вышло, то с тех участков, где прокачки нет – берут и переставляют. В шашки играют – так, наверное. Надо ремонтировать – берем ту, которая не работала. А эту куда? Пусть стоит. Поэтому претензии насчет состояния ГТС не к Москве, а к тем, кто из 100% средств для ремонта на дело отправляет треть. 85% износа – это как тришкин кафтан”, – сказал Марцинкевич.

Самыми дорогостоящими в системе являются газоперекачивающие агрегаты и компрессорные станции. Они должны обязательно проходить плановые регламентные работы, отметил Марцинкевич. Кроме того, все эти системы с момента создания еще при СССР устарели и уступают по эффективности и экологичности современным агрегатам и механизмам, добавил эксперт.

 

Использование ГТС невозможно без крупных инвестиций

Между тем еще два года назад постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов заявлял, что дальнейшее использование ГТС Украины невозможно без крупных капиталовложений.

“В постсоветской истории Украины в их ремонт и поддержание на должном техническом уровне деньги практически не вкладывали, хотя именно это является одной из целей взимания денег за транзит. То есть транзитные деньги должны идти не на “антитеррористическую операцию в Донбассе”, а на поддержание трубопроводной системы”, – подчеркнул Чижов.

“Однако этого не делалось, – указал политик. – Более того, как мне рассказывали, стоят турбины эпохи,.. которую у нас называли развитым социализмом. Их эффективность насколько низка, особенно в нынешнем состоянии, что они потребляют почти столько же газа, сколько и перекачивают”. :///