Дюков: Энергопереход неизбежен, но скорым он не будет

Энергопереход – это уже данность, хотя на него потребуется значительное время. Такое мнение высказал в ходе выступления на Тюменском нефтегазовом форуме глава “Газпром нефти” Александр Дюков.

Энергопереход РФ
Фото: neftianka.ru

Энергопереход – мировая трансформация энергетики от ископаемых к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Он тесно связан с декарбонизацией – снижением выбросов парниковых газов при производстве. Многие страны мира, особенно западные, поставили себе задачу снизить объем таких выбросов. То есть сделать экономику углеродно-нейтральной уже к 2050 году.

“Энергопереход, скорее всего, неизбежен, и точка невозврата уже пройдена. Но есть разные факторы, которые влияют на этот энергопереход: инерционные, технологические, их много… Очевидно, что энергопереход произойдет не быстро”, — сказал Дюков. Он отметил, что нефтегазовым компаниям до завершения процесса придется продолжительное время работать в двух энергетических укладах.

Исходя из этих предпосылок, “Газпром нефть” разработала стратегию, включающую два направления. Это развитие традиционной энергетики и диверсификацию бизнеса. Последнее включает в себя нефтехимию, производство водорода и создание новых технологических решений для добычи, рассказал глава “Газпром нефти”. Как подчеркнул Дюков, компания ставит задачу снижать углеродную интенсивность за счет повышения энергоэффективности, роста газовых проектов и использования электроэнергии с низким содержанием углерода.

 

Быстрый энергопереход – это иллюзия

С мнением Дюкова согласны многие эксперты. Амбициозные цели Парижского климатического соглашения наверняка ускорят глобальный энергопереход, но остается неясным, сколько это займет времени. Во-первых, для такого перехода требуется внедрение возобновляемых источников энергии с нереальной скоростью. Во-вторых, ВИЭ-энергетика, которая, по идее, заменит нынешнюю, должна быть столь же стабильной. А этого пока нет и в помине.

В настоящее время у человечества просто нет многих технологий, которые понадобятся, если оно хотим сократить выбросы углерода до уровней, установленных Парижским климатическим соглашением. В большинстве планов энергоперехода системы улавливания и хранения углерода (CCS) являются одной из ключевых технологий, которые помогут сократить выбросы CO2. Однако по состоянию на 2020 год в мире работало только 26 объектов, которые в общей сложности улавливали 40 млн тонн углекислого газа. Между тем, в 2019 году в мире было эмитировано более 35 млрд тонн углерода. Чтобы восполнить этот пробел, необходимы серьезные технологические прорывы. :///