В России будет создана линейка беспилотных подводных лодок “Сарма”. Об этом рассказал замруководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ) Виктор Литвиненко.
Автономный необитаемый подводный аппарат “Сарма” планируется разработать в нескольких модификациях, отметил Литвиненко. “Первый аппарат будет водоизмещением порядка 21 тонны и длиной до 10 метров. Последующие “Сармы” будут увеличиваться. Планируется собрать второй аппарат с воздухонезависимой энергетической установкой длиной около 20 метров и водоизмещением около 50 тонн. Конечный вариант “Сармы” будет в пределах 50 тонн водоизмещением”, – указал представитель ФПИ.
Кроме того, по словам представителя ФПИ, для беспилотника будут разрабатываться всевозможные модули с различными функциями: сейсморазведки, связи и прочее. Эти модули можно будет добавлять в зависимости от интересов заказчика и решаемых задач. Сам модуль будет прибавлять к беспилотнику до 2 метров длинны и 2 тонн веса. Автономный необитаемый подводный аппарат “Сарма” разработки ЦКБ “Лазурит” по заказу ФПИ будет способен погружаться на глубину порядка 1 километра. А также автономно выполнять поставленные задачи в течение трех месяцев и преодолевать расстояния более 8 тыс километров. Функциональный демонстратор аппарата планируется изготовить в 2022-2023 годах.
“Сарма” получит расширенных функционал
“Сарма” будет аппаратом модульного типа. Поэтому первоначальные задачи, которые он решает, могут быть расширены. Подлодка сможет проводить обследование дна, рельефа дна, объектов, мониторинг длинных объектов – газопроводы, картография, геологоразведка, обслуживание и ремонт подводных коммуникаций нефтегазового сектора и прочее.
Ранее руководитель отраслевого центра “Маринет” Национальной технологической инициативы (НТИ) Александр Пинский заявил, что Россия откажется от импортной техники и приступит к производству специального оборудования для автономных судов на базе отечественных разработок. Развитие автономного судовождения, по его словам, вошло в число специальных проектов-маяков НТИ. “В рамках проекта-маяка “Автономное судовождение”, помимо запуска нескольких автономных судов, произойдет адаптация навигационной инфраструктуры для автономного судовождения и создание всего набора отечественных элементов, необходимых для этой технологии”, – рассказал Пинский.
“Одна из главных задач – это обеспечить производство отечественных технических средств, и не только, программного обеспечения, но аппаратной части, которая используется на судах. Сейчас большинство радиоэлектроники, используемой и на берегу, и на судах, является импортным. Радиолокационные станции, видеокамеры, комплексы спутниковой связи – практически все это зарубежное”, – объяснил эксперт. :///