Контракт с “Газпромом” может спасти многие страны ЕС от кризиса

Долгосрочный контракт с “Газпромом” выгоден европейским потребителям. И доля газа, поставляемого по таким соглашениям, будет расти, считают эксперты.

Газпром контракт

Ранее “Газпром” сообщил, что начал прокачку топлива по “Турецкому потоку” в Хорватию. Кроме того, 1 октября вступил в силу контракт между “Газпромом” и венгерской MVM CEEnergy Ltd. По этому соглашению в Венгрию в течение следующих 15 лет будут ежегодно поставляться 4,5 млрд кубометров газа.

В эфире радио Sputnik руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отметил: “В нынешних конъюнктурных условиях ситуация, когда газ приходит по трубе в рамках долгосрочных контрактов, – это для потребителя позитивная история. Это энергобезопасность и адекватная цена, страховка от биржевых шоков”.

А независимый аналитик Дмитрий Адамидов высказал следующее мнение: “Раньше все заключали долгосрочные контракты. Но где-то с середины нулевых Еврокомиссия попыталась перевести европейские страны на спотовые контракты, им казалось, что это выгодней. И действительно, это было выгодно, когда был избыток газа, но сейчас ситуация поменялась. Я думаю, что постепенно все страны к этому опять придут, это практика, которая отрабатывалась десятилетиями. Эта зима будет отрезвляющей для тех, у кого нет долгосрочных контрактов, или для тех, у кого контракт был, но они не захотели его продлевать”.

 

Венгерский контракт “Газпрома” лишил Украину части виртуального реверса

В свою очередь, доктор экономических наук, профессор, советник генерального директора ООО “Газпром экспорт” Андрей Конопляник прокомментировал контракт “Газпрома” с Венгрией. Ранее директор по вопросам взаимодействия с госорганами и международными организациями “Оператора ГТС Украины” Ольга Белькова заявила, что Украина потеряла возможность виртуального реверса газа со стороны Венгрии.

“Виртуальный реверс может осуществляться только лишь тогда, когда есть мощный поток газа в одном направлении. И дальше получается, что если этого потока газа нет, то никакие реверсные поставки невозможны, потому что становится невозможным взаимозачет”, – сказал Конопляник. Эксперт обратил внимание, что все годы использования схемы виртуального реверса Киев фактически получал необоснованные доходы за осуществленный не в полном объеме транзит газа, т.к. часть поставляемого продукта отбиралась из трубы сразу после входа в ГТС Украины.

“Когда есть этот самый виртуальный реверс, это значит, что мы платим за транзит гораздо больше, чем осуществляется работа по этому транзиту… Поскольку на Украине основные потребители на востоке, газ отбирается из транзитной трубы, и тогда гораздо меньшее количество газа поставляется через территорию Украины на эти 1200 километров, — сказал профессор. – Мы платим за те объемы газа, которые пришли на восточную границу Украины, но реально прокачаны до западной границы гораздо меньшие объемы”. :///