Технология прокачки метано-водородной смеси нерентабельна

Технология доставки водорода в смеси с метаном не особо перспективна. Об этом заявил начальник отдела департамента перспективного развития (623) “Газпрома”, генеральный директор ООО “Газпром водород” Константин Романов.

Газопровод технология

Транспортировка метано-водородной смеси уже на этапе предварительных проработок признается нерентабельной, пояснил Романов в ходе Петербургского международного газового форума. По заключению специалиста, “оптимально для производства водорода – ближе к крупному потребителю – проще и менее затратно транспортировать природный газ”. Он также привел пример транспортировки растворенного водорода в толуоле – это всего 10% водорода, а остальное – растворитель.

“Технология для транспортировки водорода будут ключевыми для развития глобального рынка. И мы понимаем, что сжиженный метан – это минус 160 градусов, сжиженный водород – это минус более 250 градусов. Я не говорю, что это будет единственная схема, но учитывая технические и экономические параметры, все-таки транспортировка природного газа и затем производство из него водорода пока вырисовывается как наиболее оптимальная схема. Причем, энергозатраты на месте производства могут быть и за счет ВИЭ”, – допустил Романов.

Он призвал проявлять “достаточно осторожный” подход к вариантам транспорта водорода в смеси с метаном. “Конечно, еще и в Санкт-Петербурге в XIX веке использовали синтез-газ после газификации углей для того, чтобы освещать наши улицы. Но там были сети низкого давления, а в сетях высокого давления есть свои особенности – эффект наводораживания металла (прежде всего места сварки труб). И, учитывая этот накопительный эффект, когда может быть охрупчивание и даже стресс-коррозия – то есть очень важно провести длительный цикл испытаний, чтобы не рисковать той инфраструктурой, которая есть”, – призвал специалист.

 

Технология прокачки метано-водородной смеси устарела

“Концептуально сейчас от этой идеи отказываются и в Европе. Мне кажется, это уже такая старая мода, от которой там, “в Париже”, отказались. А она к нам, к сожалению, только сейчас пришла. Инициатива Еврокомиссии по водородному каркасу касается создания либо новых, либо использования существующих, но для транспортировки чистого, 100-процентного водорода. И это, действительно, имеет смысл. Если мы сравним сжигание этих смесей, то с климатической точки зрения это не имеет большого смысла, потому что сокращение, если бы добавить 10% или 20% водорода, будет незначительным”, – отметил он.

“И даже с экономической точки зрения, если вы уже произвели дорогой продукт, то надо его в таком виде и использовать. А разбавлять его в более дешевом, наверное, не имеет смысла, потому что сложно его потом монетизировать обратно. А если будете его разделять на конце трубы, то созданием инфраструктуры, она по стоимости будет соизмерима с инвестициями в производство водорода. По факту, вы дублируете свои затраты”, – аргументировал Романов. :///