Беспилотные грузовики скоро выйдут на трассу М-11 “Нева”, связывающую Москву и Санкт-Петербург. Соответствующее решение приняло правительство РФ.
Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил Минтрансу, МВД и Минпромторгу направить до февраля 2022 года предложения по установлению режима “цифровых песочниц” для беспилотников. При этом Минэкономразвития поручили до апреля 2022 года подготовить соответствующий проект постановления правительства о запуске автономных автомобилей в этом экспериментальном правовом режиме.
Речь идет об ускорении запуска беспилотных грузоперевозках в рамках проекта Минтранса “Беспилотные логистические коридоры”. Предполагается, что тестирование автономных фур на отдельных участках М-11 начнется уже в 2022 году. По словам замминистра Кирилла Богданова, это станет первым шагом к их масштабному коммерческому использованию на всей магистрали между Москвой и Петербургом с 2024 года. А также к запуску автономных перевозок на 19,5 тыс километров федеральных трасс между Азией и Европой к 2030 году.
Экспериментальные правовые режимы, или “цифровые песочницы”, в рамках которых кабмин планирует запустить беспилотные грузовики, введены в России с января 2021 года. Они создают правовые условия для ускоренного внедрения цифровых технологий. Инициаторы таких режимов получают возможность отработки на практике инновационных сервисов и услуг при одновременной подготовке новых норм регулирования. Одним из первых проектов для “цифровых песочниц” стало роботакси “Яндекса”.
Беспилотный транспорт – это не только грузовики
Тем временем Минтранс готовит федеральный проект “Инфраструктура беспилотных и подключенных транспортных средств”. Проект предлагает выделить на беспилотный транспорт 348 млрд рублей внебюджетных средств и 490 млрд рублей из бюджета. Федеральный проект, разработанный в ведомстве, включает в себя пять блоков. Первый раздел — “Создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного автомобильного транспорта”. Минтранс предлагает внедрить ряд инноваций на таких федеральных дорогах, как Москва–Санкт-Петербург, ЦКАД и М12.
Создание цифровых двойников, необходимых для того, чтобы запустить беспилотный транспорт оценивается в 379 млрд рублей. А строительство сети зарядных и заправочных станций для автомобилей будет стоить более 155 млрд рублей.
Второй раздел — “Создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного железнодорожного транспорта”. План по налаживанию движения поездов без участия машиниста на Московском центральном кольце и полигонах транспортного коридора Запад–Восток потребует затрат в размере 94 млрд рублей. Готовность 26 приоритетных железнодорожных станций и 120 грузовых к движению тягового подвижного состава без участия машиниста обойдется в 46 млрд рублей.
Третий раздел — инфраструктура для авиационного транспорта. Разворачивание систем информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов будет стоить более 5 млрд рублей. Четвертый раздел — создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного водного транспорта и роботизации портов. Введение в эксплуатацию цифровых платформ администрации внутренних водных путей потребует 1 млрд рублей.
Пятый раздел — создание нормативно-правовой базы. Этот участок проекта потребует затрат в размере 1, 2 млрд рублей. “Стоит отметить, что в качестве приоритетной модели реализации инициатив, связанных с развитием беспилотных транспортных средств, рассматривается государственно-частное партнерство. При этом предполагается, что объемы финансовых вложений со стороны государства будут не меньше, чем объемы привлекаемых внебюджетных средств”, — отметил Минтранс. :///