У Джо Байдена не так много вариантов давления на ОПЕК

Для президента США Джо Байдена самое легкое – это угроза ответа. Теперь стоит более сложная задача – выполнить ее, иначе он рискнет выглядеть бессильным в борьбе с нефтяным картелем.

Президент США Байден подписал санкции
Фото: twimg.com

Когда на прошлой неделе Байден потребовал от ОПЕК+ снизить цены на нефть за счет значительного увеличения добычи, он предупредил о последствиях, если картель отклонит его послание: «Что мы рассматриваем в связи с этим, я не хочу говорить, прежде чем я должен это сделать.»

В четверг Саудовская Аравия и ее союзники по ОПЕК+ не только отказались увеличить добычу более чем на 400 000 баррелей в день, которые они уже планировали, но и отказались сделать даже символический жест, чтобы успокоить Вашингтон. Это было не что иное, как категорическое «нет». «Мяч снова на стороне Байдена, – сказала Амрита Сен, главный нефтяной аналитик лондонского консультанта Energy Aspect Ltd.

Через несколько минут после объявления ОПЕК+ Белый дом обвинил нефтяной альянс в том, что он поставил под угрозу «восстановление мировой экономики для стран всего мира». «Мы рассмотрим весь спектр имеющихся в нашем распоряжении инструментов для повышения устойчивости и общественного доверия», – сказал представитель.

В распоряжении Байдена определенно есть инструменты.

 

Запрет на экспорт нефти

Один из самых сильных инструментов – запрет на экспорт сырой нефти из США, удерживая нефть дома.

Проблема в том, что американские нефтеперерабатывающие предприятия могут обрабатывать только определенное количество нефти, перекачиваемой в Пермском и других сланцевых бассейнах.

Ограничение внутренних поставок внутри США приведет к падению цен на некоторые виды сырой нефти, в то время как цены на бензин останутся высокими.

 

Закон NOPEC

С политической точки зрения наиболее целесообразным инструментом является поощрение законодателей к принятию так называемого «Закона о запрещении добычи и экспорта нефти картелям» или NOPEC, который предлагает подчинить картель антимонопольному закону Закона Шермана, который использовался более века назад для нарушения вверх по нефтяной империи Джона Рокфеллера.Американские политики с 2000 года несколько раз пытались принять законопроект NOPEC, но Белый дом выступал против него – и Джордж Буш, и Барак Обама пригрозили применить свое вето. И даже Дональд Трамп, который публично высказался в пользу этого, в конечном итоге не поддержал его.

Проблема с NOPEC в том, что он не снизит цены в краткосрочной перспективе. И его прохождение приведет к огромному дипломатическому конфликту со странами Ближнего Востока, которые США давно считают союзниками, включая Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.

 

Продажа из стратегического резерва

Есть более радикальные варианты. Он мог запретить экспорт американской нефти, оставив больше нефти дома, или призвать американских законодателей принять закон, который позволил бы федеральному правительству США подать в суд на ОПЕК за действия в качестве картеля.

Но все эти меры, по мнению трейдеров, консультантов и дипломатов, сопряжены с большими политическими, дипломатическими и рыночными рисками. Байден находится в «трудном положении», – сказал Боб МакНелли, президент консультанта Rapidan Energy Group и бывший чиновник Белого дома. «У него возникло желание сделать что-то одновременно, и он правильно заметил, что ничто из того, что он делает, не может реально снизить цены на бензин в ближайшем будущем».

Стратегический нефтяной запас страны, огромные запасы сырой нефти, превышающие 600 миллионов баррелей, которые хранятся в Луизиане и Техасе на случай серьезных чрезвычайных ситуаций. В SPR достаточно нефти, чтобы заменить всю нефть, импортируемую США из стран ОПЕК + более чем на год.

Нефтяной рынок сейчас гудит разговорами о выпуске SPR либо в сотрудничестве с союзниками в Международном энергетическом агентстве, в которое входят Германия, Великобритания, Япония и Южная Корея, либо даже в одиночку.

США также могут стремиться высвободить резервы в союзе со странами, не входящими в МЭА, такими как Китай и Индия. Но многие на нефтяном рынке сомневаются, оправдывает ли текущая ситуация распродажа запасов. Помимо специальных мер реагирования на локальные сбои в добыче нефти, США всего несколько раз использовали свои запасы нефти, особенно в ответ на ураганы в 2005 году и вооруженный конфликт в Персидском заливе в 1991 году, и в 2011 году во время гражданской войны в Ливии. Наиболее близкое применение SPR к сегодняшней ситуации произошло в 2000 году, во время жестких президентских выборов между Элом Гором и Джорджем Бушем. В связи с ростом цен на нефть президент Клинтон приказал продать 30 миллионов баррелей нефти, что, по словам одного из его высокопоставленных чиновников, было необходимо, «чтобы американские семьи согрелись этой зимой».

Технически продажа была обменом, когда компании должны были вернуть нефть в течение года. Первоначально цены на нефть упали в ответ на эту публикацию, но через несколько недель они установили новые максимумы.

Цены на нефть упали в четверг из-за предположений, что Байден задействует резерв. В частности, трейдеры опровергли ставки на то, что запасы нефти в Кушинге, ключевом хранилище в Оклахоме, будут еще больше падать. Считается, что продажа из SPR остановит утечку из резервуаров Кушинга, что способствовало росту цен на нефть в США. Чтобы задействовать резерв, Байдену нужно будет задействовать особые полномочия, чтобы справиться с перебоями в поставках. Вне чрезвычайной ситуации выпуск SPR ограничен 30 миллионами баррелей. По словам Дэмиена Курвалена, нефтяного аналитика Goldman Sachs Inc., воздействие такого небольшого количества, вероятно, будет «скромным и временным». По его оценке, даже чрезвычайный выброс 60 миллионов баррелей снизит цены на нефть менее чем на 5%.

Даже если Байден добьется значительного падения цен, это также может иметь неприятные последствия. «Любое более серьезное негативное влияние на цены, которое еще больше замедлит восстановление активности сланцевой нефти в США, в свою очередь, приведет к гораздо более высоким ценам в следующем году», – сказал Курвален.

Белый дом также может выпустить нефть из резерва через “черный ход”. С 2015 года Америка продавала нефть из своих запасов для оплаты бюджетных сделок. Эти обязательные продажи позволили продать почти 275 миллионов баррелей нефти до конца десятилетия. Хотя большая часть продаж предписана на определенные финансовые годы, Белый дом имеет некоторую гибкость, чтобы загрузить их заранее. Например, сделка 2015 года предусматривает продажу нефти в объеме около 18 миллионов баррелей в 2022 и 2023 годах, но Белый дом может продать эту нефть немедленно. Но такой закрытый выпуск SPR вряд ли сильно повлияет на цены. «SPR может заполнить пробел только во время временных сбоев в производстве и не решить структурные проблемы недостаточного инвестирования и роста спроса», – сказал Джованни Стауново, стратег по сырьевым товарам банка UBS Group AG.

 

Битва не окончена

Для Байдена самая большая проблема, возможно, заключается в том, что публичная дипломатия его администрации не смогла подтолкнуть ОПЕК+, подчеркнув пределы своего личного влияния на картель, который когда-то обращал пристальное внимание на то, что говорил Вашингтон.

Белый дом заявил, что битва не окончена. «Мы собираемся продолжать, вы знаете, продолжать работать над этим, это еще не конец», – заявила в четверг пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.