РФ была права, отговаривая ЕС от либерализации рынка газа

Россия была права, когда предупреждала ЕС о рисках либерализации газового рынка. Об этом пишет издание The Wall Street Journal.

ЕС Европа газ

ЕС либерализовал рынок газа, чтобы изменить ценообразование. Европейцы отвязали цены на “голубое топливо” от нефтяных котировок. Теперь цены определяются на газовых хабах в Нидерландах и Великобритании, которые являются, в сущности, биржами. Во время мирового финансового кризиса 2008 года газ резко подешевел. После этого Евросоюз решил увязать импорт со спотовыми ценами на газ, а не с нефтью. Пошли поставки сжиженного газа из Катара и США.

Таким образом, отмечает WSJ, европейские чиновники и компании долгое время “успешно оказывали давление на “Газпром”. Два года назад больше половины контрактах холдинга уже основывались или на спотовых, или на форвардных ценах. ЕС был в восторге – возник высококонкурентный рынок, где газ был стабильно дешевле нефти. За несколько лет Евросоюз сэкономил 70 млрд долларов.

И вот все изменилось практически в одночасье. Цены на газовой бирже взлетели на сотни и сотни процентов. Правда, долгосрочные контракты дают отсрочку на несколько месяцев. Но все, что европейцам требуется покупать сверх контрактов, идет по спотовым ценам. В результате, по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), ЕС в 2021-м заплатит за газ на 30 млрд долларов больше, чем пришлось бы при прежних правилах. Сэкономленные миллиарды стремительно тают. Такова цена либерализация рынка.

 

В ЕС теперь почти ничего не могут сделать

“Русские долго твердили нам: не делайте этого, это глупо, придерживайтесь цен, привязанных к нефти, — цитирует WSJ Джонатана Стерна, научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований. — И они оказались правы”. Министры стран ЕС отчаянно пытаются найти способ решить проблему. Но, как отмечает WSJ, в нынешней ситуации они мало что могут сделать. Остается только надеяться на помощь России.

Между тем ранее глава “Газпром экспорта” Елена Бурмистрова заявила, что холдингу не нужны слишком высокие цены на газ в Европе. “Мы не заинтересованы ни в рекордно низких, ни в рекордно высоких ценах на газ. Последние ведут к деградации спроса на газ в Европе, что, очевидно, противоречит нашим интересам как производителя и поставщика”, – сказала Бурмистрова в видеообращении к участникам международной газовой конференции Flame. :///