В последнее время сырьевые аналитики расходятся во мнениях, что ждет нефть в ближайшие несколько месяцев.
Большинство считает, что у нефти впереди еще много возможностей. У других есть основания сомневаться в этом. Одним из “несогласных” является Эд Морс из Citi. Ранее на этой неделе он сказал Bloomberg, что, хотя цены будут продолжать расти в этом квартале, в следующем году США могут удивить всех своим ростом добычи. Аналитик предполагает, что это будет означать конец ралли.
Еще один из тех, кто не разделяет оптимистичных взглядов, – Мохаммед Эль-Эриан, главный экономический советник Allianz и председатель Gramercy Fund Management. На этой неделе он предостерег от излишнего оптимизма в отношении цен на нефть. По его словам, чем выше будут цены, тем сильнее будет давление на спрос.
В беседе с CNBC эксперт отметил, что сложившаяся ситуация является результатом двух непредвиденных обстоятельств. С одной стороны, сказал Эль-Эриан, никто не ожидал, что спрос вырастет так быстро и так сильно. С другой стороны, никто не ожидал энергетического кризиса и проблем с энергопереходом.
Однако эти “неожиданности” проистекают, по сути, из-за ограниченности кругозора большинства прогнозистов. Действительно, 18 месяцев назад сама мысль о росте цен на нефть до 80 долларов за баррель казалась надуманной даже некоторым руководителям крупных нефтекомпаний. Теперь же говорят о том, что цена на нефть марки Brent достигнет отметки в 100 долларов и выше.
Росту цен на нефть противостоит простая экономика
Однако Эль-Эриан считает, что это маловероятно по очень простой причине: чем выше цена, тем больше людей неохотно будут покупать товар. Это, пожалуй, один из простейших рыночных принципов, и именно он управляет циклами сырьевых отраслей.
“Если бы вы сосредоточились только на предложении, вы могли бы получить нефть по цене 100 долларов, потому что в отрасли в целом было недостаточно инвестиций, а спрос останется устойчивым, – пояснил эксперт. – Но если вы посмотрите на то, что происходит со стороны спроса, вы получите несколько вопросов. Потребление сегодня высокое, но будет ли оно устойчивым через шесть месяцев?”
Неуверенность в спросе – это то, что, по словам ОПЕК, заставляет ее придерживаться своего первоначального соглашения об увеличении добычи. Причем, несмотря на все более яростные призывы к увеличению предложения со стороны крупных потребителей, таких как США.
Но все это – только одна сторона медали. Другая – это энергетическая политика. В своем интервью CNBC Эль-Эриан отметил слабую доступность возобновляемых источников, что и стало причиной энергокризиса. Дэниел Йергин из IHS Markit назвал это разрывом между динамикой нефтяных рынков и реализуемой энергетической политикой. Возможно, именно данный разрыв окажет поддержку ценам на нефть. :///