Пакистан хочет более значительного участия российских компаний к его газовых проектах. В частности, в создании хранилищ СПГ.
“Это выигрышная ситуация для обеих стран. Мы заявили российским партнерам, что они могут инвестировать в различные отрасли нашей экономики, в том числе в строительство хранилищ для СПГ”, — заявил министр экономики Пакистана Омар Айюб Хан по итогам заседания российско-пакистанской межправкомиссии.
“Российские компании могут также участвовать в тендерах на поставки СПГ, и мы удовлетворим заявки, которые будут наиболее привлекательными по цене”, — отметил министр в интервью РИА Новости. Ранее Омар Айюб Хан также заявил, что Пакистан не исключает прокладки в будущем второй и третьей нитки “Пакистанского потока”.
Кстати, этот газопровод, который будут совместно строить Пакистан и Россия, будет мощнее, чем планировалось ранее. “Важную роль в нашем взаимодействии призван сыграть флагманский проект строительства газопровода “Пакистанский поток”… с пропускной способностью до 16 млрд кубических метров газа в год”, — сказал министр энергетики РФ Николай Шульгинов. Ранее предполагалось, что пропускная способность трубопровода составит 12,3 млрд кубометров в год.
Пакистан получит свой “поток” позже, чем рассчитывал
Напомним, в 2015 году РФ и Пакистан подписали межправсоглашение о строительстве газопровода из Карачи в Лахор. Газопровод протяженностью 1,1 тыс километров тогда назвали “Север-Юг”. Он свяжет терминалы по приему сжиженного газа (СПГ) в портах Карачи и Гвадар на юге Пакистана с электростанциями и промышленными потребителями газа в Лахоре на севере страны.
Сообщалось, что партнером-заказчиком с пакистанской стороны выступит ISGS, которая должна заниматься поставками газа, а также оплачивать услуги по его транспортировке. Планировалось, что правительство Пакистана выдаст суверенную гарантию на оплату тарифа и проектное финансирование. При этом “РТ-Глобальные ресурсы” намеревалась создать консорциум, в который войдут российские и зарубежные инвесторы, в том числе китайские, пакистанские, а также потенциальные строительные подрядчики.
В 2018 году ТМК вместе с “Ростехом” учредила СП под проект газопровода в Пакистане – Oriental Stream (Private) Ltd, зарегистрированное в пакистанском городе Карачи. Мажоритарный пакет в СП был у ТМК, доля “Ростеха” – меньше блокирующей. Но в конце 2019 года “процесс переговоров затормозился в связи с вопросами по структуре из-за секторальных санкций одного из участников консорциума”. Речь идет об американских рестрикциях в отношении “Ростеха”.
В этой связи госкорпорация “Ростех” вышла из проекта. ФГУП “Центр эксплуатационных услуг” Минэнерго РФ, “Евразийский трубопроводный консорциум” (ЕТК) Александра Карманова и “Трубная металлургическая компания” Дмитрия Пумпянского учредят вместо “РТ – Глобальные ресурсы” (входит в группу “Ростех”, изначально планировала участвовать в проекте) создали новую специальную компанию (SPV) от российской стороны.
Пакистанской стороне будет принадлежать контрольный пакет. Доля России в проекте составит не менее 26% и будет оплачена либо в денежной форме, либо в виде услуг и продукции. Кроме того, стороны договорились, что на этапе строительства газопровода “Пакистанский поток” российская сторона после консультаций с пакистанскими коллегами имеет право решающего голоса при выборе подрядчиков, а также будет принимать решения по вопросам проектирования, инжиниринга, поставкам и строительства проекта. :///