Еще одна неделя переговоров о том, чтобы Иран отказался от своей ядерной программы, завершилась более чем скромным результатом.
Непрямые переговоры между Вашингтоном и Тегераном – через других участников иранской ядерной сделки – возобновились в прошлый понедельник после нескольких месяцев перерыва. Эта пауза была сделана в связи с избранием нового президента Ирана.
Успешный исход переговоров вернет США и Иран к сделке и приведет к отмене санкций США в отношении иранской нефтяной промышленности и экспорта. Но теперь, похоже, положительного результата не стоит ждать раньше, чем через несколько месяцев. А законного возвращения иранских баррелей на нефтяной рынок – еще дольше.
Тегеран сигнализирует, что не будет ограничивать свою ядерную программу до тех пор, пока не будут сняты все санкции. А США хотят, чтобы сокращение деятельности по обогащению урана произошло до возможной отмены каких-либо санкций. Обе стороны придерживались своих требований и на прошлой неделе, пишет издание The Wall Street Journal.
“Чего Иран не может сделать, так это сохранить статус-кво своей ядерной программы, затягивая переговоры. И это не только наша точка зрения, но и наших европейских партнеров, – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. – Я должен вам сказать, что недавние шаги, недавняя риторика Тегерана не вселяют в нас оптимизма”.
Иран не собирается сдавать свои позиции
Иран также дал понять, что “не оптимистичен” по поводу переговоров. “Мы отправились в Вену с серьезной решимостью, но мы не испытываем оптимизма в отношении воли и намерений Соединенных Штатов и трех европейских сторон сделки”, – цитируют СМИ слова иранского министра иностранных дел Хосейна Амирабдоллахяна.
При этом в сентябре Тегеран объявил, что планирует увеличить добычу и экспорт нефти, несмотря на продолжающиеся санкции США. После трех лет новых американских санкций Ирану, похоже, надоело, что США используют энергию в качестве политического инструмента. Уровень иранской добычи составлял ниже 500 тыс баррелей нефти в сутки на протяжении большей части 2019 и 2020 годов. Это нанесло огромный удар по иранской экономике, а также по его торговым связям. Однако избрание нового президента, Эбрагима Раиси, вселяет в международное сообщество надежду на то, что Иран, наконец, придет к ядерному соглашению с США.
Иран планирует увеличить добычу с нынешних 2,1 млн баррелей в сутки до 3,8 млн баррелей в сутки, если президент США Джо Байден ослабит санкции. Однако Тегеран подвергается критике за то, что продолжает увеличивать производство высокообогащенного урана, а также за отказ в полной мере сотрудничать с международными наблюдателями. :///