Еврокомиссия (ЕК) объявила о пакете предложений по созданию в ЕС рынка водородного топлива.
“Предложения направлены на организации в ЕС рынка водорода, включая создание необходимой инфраструктуры и обеспечение трансграничной координации между странами Евросоюза. Необходимо создание межсетевых транспортных соединений, с помощью которых водород может экономически целесообразно доставляться потребителям из районов, где его можно легко производить с использованием возобновляемых источников энергии”, – отмечается в документе.
ЕК, в частности, предлагает перепрофилировать под транспортировку водорода часть существующих газотранспортных систем, предназначенных для поставок природного газа. Для этого ЕК предлагает начать создание реестра газовых мощностей в Европе, которые могут быть перепрофилированы.
Производство водорода рассматривается в ЕС как одна из возможностей выравнивания нестабильной генерации ветряной и солнечной энергии. При наличии существенного избытка этой энергии “лишняя” энергия может направляться на предприятия, производящие водород путем электролиза воды. При недостатке генерации тот же водород может использоваться как чистое топливо для производства электричества.
Однако, согласно докладу Innovation Insights Briefing, подготовленному лондонским Мировым энергетическим советом (WEC) в сотрудничестве с Исследовательским институтом электроэнергетики (EPRI) и PwC, водород пока что малоперспективный источник энергии.
ЕК не хочет понимать элементарных вещей
В настоящее время водород присутствует почти во всех стратегиях “Большой нефти”. Его можно увидеть во многих государственных планах декарбонизации промышленности. Согласно отчету WEC, существующие сценарии спроса на водород показывают, что оценки будущего использования топлива варьируются от 6% до 25% от конечного мирового потребления энергии к 2050 году или от 150 до 600 млн тонн. Разброс объясняется тем, что водороду придется конкурировать с другими экологически чистыми источниками энергии.
В первую очередь, это стоимость. “Низкоуглеродный водород в настоящее время неконкурентоспособен по стоимости с другими энергоносителями в большинстве приложений и мест. И, вероятно, останется таковым без значительной поддержки для преодоления разрыва в ценах. Это поднимает вопрос о том, кто должен финансировать такую поддержку”, – отмечает WEC.
Правда, правительства посылают обнадеживающие сигналы о том, что они готовы способствовать расширению масштабов использования низкоуглеродного водорода с помощью прямых инвестиций в проекты. Вопрос в том, как долго потребуется поддержка налогоплательщиков, чтобы сделать низкоуглеродный водород достаточно конкурентоспособным. Кроме того, в отчете WEC говорится, что “водородная экономика” находится на такой ранней стадии, что производителям не хватает стабильных объемов, которые помогли бы выстроить цепочку создания стоимости.
Далее, согласно докладу, споры о “цвете” водорода сдерживают инновации. Такое “цветовое различие” может исключить жизнеспособную рентабельную технологию только потому, что она позволяет производить, например, “синий” водород. То есть получаемый из природного газа с улавливанием углерода.
“Это десятилетие будет решающим для развития водородных проектов наряду с инфраструктурой для производства, транспортировки, импорта, распределения и использования данного газа в больших масштабах. Если мы сделаем все правильно, это может проложить путь экспоненциального роста спроса на водород после 2030 года”, – пояснил Йерун ван Хоф, руководитель Global Energy, подразделения PwC. :///