Литий – не самый важный элемент литий-ионных батарей

Литий в последнее время называют “белой нефтью”, и вполне заслуженно. Литий-ионные батареи становятся основой энергоперехода.

Литий Газпром

Однако есть один минерал, без которого не будет никакой энергетической революции. А рынок электромобилей стоимостью триллион долларов прекратит свое существование. Это графит, ключевой элемент, образующий анод литий-ионных батарей. В 2019 году мировой рынок графита оценивался в 14,9 млрд долларов. К 2027 году он достигнет 22 млрд долларов, а возможно, гораздо больше.

Каждая батарея для электромобилей содержит 20-30% графита. Это означает, что спрос на графит будет расти вместе со спросом на электромобили. И в то время, как производители электрокаров были заняты поиском по всему миру источников лития, возникли опасения по поводу нехватки графита.

Около 90% графитовых анодов, используемых в батареях, поступает из Китая. В связи со стремительным ростом спроса на электромобили пришло время более пристально взглянуть на одного из ключевых переработчиков этого минерала, Graphex Group Ltd. Компания существует с 2008 года и разрабатывают методы обработки графита с 2013 года. Она является опытным производителем с крупными долгосрочными контрактами в Китае.

Теперь Graphex стремится выйти на рынки США и Европы. Ее президент Джон ДеМайо прилагает усилия к тому, чтобы компания стала неотъемлемой частью цепочки поставок, создаваемой для поддержки строящегося западного промышленного комплекса электромобилей. Graphex полагает, что рынок графена в следующие пять лет будет расти в среднем на 29% в год.

“Темпы продаж электромобилей резко вырастут, – заявляет IHS Markit. – Переломный момент – 2027 год”. Именно тогда электрокары достигнут в Китае паритета производственных затрат с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. После этого выпуск электромобилей начнет увеличиваться как снежный ком.

 

Рынок графита для литий-ионных аккумуляторов разрастается

А значит, рынок графита для литий-ионных аккумуляторов начнет стремительно расширяться. В среднем каждый электромобиль требует до 70 кг графита (в Tesla Model S – еще больше). На каждый миллион электромобилей потребуется около 75 тыс тонн природного графита.

В 2019 году спрос на сферический графит в одном только в Китае составил 200 тыс тонн. Через год – 240 тыс тонн. А к 2028 году спрос на графит увеличится до 1,9 млн тонн. В сентябре 2021 года Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что секторы электрической мобильности и низкоуглеродной энергетики к 2040 году потребуют в 25 раз больше графита в год, чем сегодня.

Важным моментом является то, что в США нет графитовых рудников, весь минерал импортируется. В 2018 году американские производители закупили 40 тыс метрических тонн графита. А теперь только гигафабрике Tesla в Неваде требуется примерно 35 200 тонн сферического графита в год. И это дает Graphex огромные возможности.

Поскольку основная часть графита добывается в Китае, производители аккумуляторов по всему миру используют китайское сырье. А азиатские производители аккумуляторов еще сильнее зависят от Китая: они используют не только сырье из КНР, но и переработанный минерал. Впрочем ни в США, ни в Европе тоже нет какой-либо значимой переработки графита.

Graphex производит 10 тыс метрических тонн сферического графита в год. Теперь коапания заявляет, что готовится к расширению производства до 40 тыс метрических тонн в год. Себестоимость сырья составляет 500-800 долларов за тонну при продажной цене около 2700-2800 долларов. По сообщению компании, валовая маржа сохраняется на уровне 27-28%. Это яркий пример того, что производство графита может стать одним из лучших мест для поиска возможностей в цепочке поставок литий-ионных аккумуляторов. :///