Флот газовозов с американским СПГ может не дойти до ЕС

Флот танкеров с американским СПГ, идущих в Европу, может и повернуть. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные агентством Bloomberg.

СПГ США КНР

Напомним, число СПГ-танкеров, вышедших из США в направлении Европы, достигло 20. Это не замедлило сказаться на спекулятивных настроениях биржевых трейдеров и, как следствие, на стоимости природного газа в ЕС. Причем, как уточняет Bloomberg, есть еще 14 СПГ-танкеров, которые также следуют в направлении европейских берегов “в ожидании окончательных распоряжений”.

Изменение курса связано с резким ростом стоимости газа в Европе. Если в начале октября цена на природный газ на спотовом рынке ЕС была чуть выше 1000 долларов за тысячу кубов, то в декабре она выросла вдвое. А 21 декабря энергоноситель подорожал до рекордного максимума — 2190 долларов за тысячу кубометров.

После достижения этого максимума цены на европейских биржевых торгах начали снижаться — как раз на ожиданиях, что доставка СПГ из США поможет снизить опасения относительно нехватки предложения. В последние дни декабря фьючерсы торгуются в диапазоне 1200 долларов за тысячу кубометров. Однако даже после этого удешевления стоимость природного газа все еще в 10 раз выше, чем год назад.

“Европейские цены на газ существенно выросли на фоне приостановки поставок российского “голубого топлива” по трубопроводу “Ямал-Европа”, временного вывода нескольких французских АЭС и других факторов, — перечисляет консультант VYGON Consulting Иван Тимонин. — В результате, величина так называемой “азиатской премии” — разницы в стоимости СПГ в Европе и Азии — перешла в отрицательную зону, достигнув к 21-22 декабря отметки в минус 10-11 долларов за миллион BTU, или 366-405 долларов за тысячу кубометров. В связи с этим поставки в Европу стали для американских экспортеров значительно более привлекательными”.

 

Американский СПГ может не дойти до Европы

Однако ситуация на рынке снова меняется не в пользу Европы, признает Тимонин. “К настоящему моменту снижение цен в Европе обеспечило возвращение “азиатской премии”, составляющей сегодня более 5 долларов за миллион BTU. И в текущих условиях перенаправление танкеров в Европу уже не выгодно для производителей”, — констатирует эксперт. Таким образом, танкер с СПГ могут перекупить буквально в пути, и он сменит курс.

Иными словами, уже сейчас, когда не все танкеры, вышедшие с новыми партиями СПГ из североамериканских портов в направлении Европы, дошли до мест назначения, возникают предпосылки для нового “ценового ралли” на рынке природного газа в регионе. Ведь корабли без проблем могут развернуться в любое время и пойти к другому пункту назначения — в зависимости от окончательных распоряжений. :///