Два закона ценообразования на энергию нанесли удар EDF

Акции французской энергокомпании EDF упали на прошлой неделе на 20% за один день. Причиной этого стали цены на энергию.

EDF Франция
Фото: www.kallanishenergy.com

Это большой удар для гигантской коммунальной компании, основным акционером которой является французское государство. Почему так произошло? Начнем с следующих фактов. 2022 год — год выборов, и цены на энергоносители в Европе в последние месяцы быстро выросли из-за нехватки природного газа.

Правительство Франции заверило потребителей, что цены на электроэнергию вырастут не более чем на 4% в этом году. Для достижения этой цели власти сначала снизили налог на электричество, чтобы снизить цены. Затем компания попросила EDF (которая в основном занимается производством атомной энергии) увеличить объемы продаж своим конкурентам по установленной (ниже рыночной) цене. Это сильно ударит по потенциальным доходам EDF.

Стоит ли удивляться акционерам EDF? Думается, нет. Французское правительство просто продемонстрировало справедливость двух незыблемых железных законов ценообразования на энергию.

Закон 1. Компании, контролируемые государством, несмотря на наличие тысяч частных акционеров, являются государственными учреждениями и действуют так, как того требуют политики. Это может означать принятие мер, которые ставят в невыгодное положение всех акционеров, включая правительство, если эти меры выгодны действующим политикам. Вы можете легко увидеть данную закономерность, оглядываясь на действия Telefonos de Mexico, Petrobras, “Газпрома” или любую из контролируемых государством компаний в Китае.

Закон 2. Политики любят конкурентные рынки до тех пор, пока эти рынки обеспечивают стабильные или снижающиеся цены. Им не нравятся конкурентные рынки, где цены на широко используемые товары и услуги резко растут. Чтобы рынок работал, производители должны компенсировать периоды низких цен периодами высоких, чтобы со временем получать разумную прибыль. Если правительство срежет вершину каждого ценового цикла, что тогда? Власти Великобритании недавно установили потолок розничных цен на энергоносители, и ряд поставщиков энергии обанкротились.

 

EDF оказалась заложницей политики

Альфред Кан, экономист из Корнельского университета, руководивший усилиями Америки по дерегулированию в 1980-х годах, утверждал, что конкуренция и регулирование не могут сосуществовать на одном и том же рынке и что рынок неизбежно будет колебаться в одном или другом направлении. Подразумевается, что новые технологии приведут рынок к дерегулированию, как это произошло в телекоммуникациях. Но не в энергетике.

Стоит рассматривать действия EDF, а также ценообразование на энергию в Великобритании как часть замаскированного возврата к регулированию. Короче говоря, европейским правительствам или регулирующим органам потребовались действия для предотвращения или смягчения ценового кризиса, чего не мог сделать конкурентный рынок. :///