Минфин и Минэнерго решают, как скорректировать демпфер. Об этом заявил журналистам замминистра финансов Алексей Сазанов.
“Мы сейчас с Минэнерго прорабатываем окончательные параметры корректировки демпфера. Задним числом демпфер корректировать не будем из-за выпадающих доходов бюджета – мы это будем делать на будущее”, – сказал замминистра. Ранее ожидалось, что корректировки заработают с января 2022 года. Само внесение законопроекта с поправками ожидалось на этой неделе.
Как пояснил Сазанов, основная задача правительства сейчас “это найти системное решение, которое в долгосрочной перспективе в большей степени обеспечит защиту потребителя, то есть предотвратит возможность роста цен свыше инфляции”. “Сейчас по уровню компенсации, скорее всего, это будет 50% через НДПИ и 50% ФНБ. Это выпадающие доходы от корректировки демпфера. Это будет системное решение, корректировка формулы”, – сказал он.
Ранее вице-премьер РФ Александр Новак в интервью РБК рассказал, что кабмин выработал предложения по корректировке демпфера для сглаживания ценовой ситуации на рынке топлива. Так, планировалось, что индикативная цена, с которой сравнивается экспортный паритет для расчета величины демпфера для топлива, поставленного на внутренний рынок, будет проиндексирована не на 5,5%, как сейчас заложено в НК РФ, а на 3%.
Кроме того, планировалось повысить уровень компенсации – с 68% до 83% от разницы между экспортной ценой (нетбэк) и индикативной ценой на бензин в демпфере. При этом Минфин всегда придерживается позиции, что компенсации должны быть хотя бы частично возмещены за счет роста налоговой нагрузки.
Зачем нужен демпфер
Демпфер был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в России. В общих чертах, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.
Президент России Владимир Путин в июле подписал закон, предусматривающий корректировку демпфера. При этом новые параметры механизма начали действовать задним числом, с 1 мая. Согласно документу, условная цена бензина в формуле демпфера снижена по сравнению с уровнями, установленными ранее на 2021 и 2022 годы. А после будет индексироваться на 3%. Ежегодная индексация цены, заложенной в механизм демпфера для дизельного топлива, с 2022 года снизится до 3% с 5%. :///